Что такое утилизационный сбор?
Утилизационный сбор — это обязательный разовый платёж, который взимается государством с импортёров, производителей и покупателей транспортных средств (ТС), включая автомобили, специальную технику, самоходные машины и прицепы. Его цель — покрытие расходов на утилизацию транспортных средств после завершения их срока службы. По сути, это один из инструментов государственной экологической политики, направленной на сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
Утилизационный сбор в России
В России утилизационный сбор был введён в 2012 году как часть программы по стимулированию экологически безопасной утилизации транспортных средств. Изначально его основная цель состояла в снижении количества выброшенных машин и их компонентов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Также сбор помогал защитить российский автопром от конкуренции со стороны иностранных производителей.
За годы существования системы утилизационного сбора её нормы и правила регулярно изменялись. Это касалось как размера платежей, так и списка транспортных средств, на которые он распространяется. Важно отметить, что средства, полученные от утилизационного сбора, должны направляться на развитие системы переработки старых автомобилей и внедрение технологий, способствующих утилизации отходов.
Применение утилизационного сбора
Утилизационный сбор обязаны уплачивать как физические лица, так и компании, занимающиеся импортом или производством транспортных средств в России. Это распространяется не только на автомобили, но и на специальную технику (например, строительную и сельскохозяйственную), а также на самоходные машины и прицепы. Сбор взимается как при первичной продаже ТС, так и при его ввозе на территорию страны. Размер платежа зависит от множества факторов: от типа ТС, его мощности, габаритов и экологического класса.
Изменения с 1 октября 2024 года
С 1 октября 2024 года утилизационный сбор в России значительно вырастет — ожидается его увеличение на 70–85%. Это связано с очередным этапом повышения, направленным на усиление контроля за экологическим воздействием транспорта и поддержание национальной автопромышленности. Кроме того, запланировано, что начиная с 2025 года сбор будет ежегодно индексироваться на 10–20% вплоть до 2030 года.
Такие меры могут повлиять на конечную стоимость транспортных средств, особенно импортных, что, вероятно, отразится на спросе и ценах на рынке. В то же время они могут стимулировать внедрение экологически более чистых технологий в производство и эксплуатацию автомобилей.
Как рассчитывается утилизационный сбор?
Базовая ставка × коэффициент = итоговая сумма сбора.
Базовые ставки и коэффициенты устанавливаются правительством. В 2023 году, например, для легковых автомобилей ставка составляет 20 000 рублей, для грузовиков — 150 000 рублей, для спецтехники — 172 500 рублей. Предполагается, что в 2024 году ставки останутся на том же уровне.
Коэффициенты зависят от параметров транспортного средства, таких как возраст и объём двигателя. Для нового автомобиля с двигателем до 3 литров коэффициент составит 0,17, и сбор будет равен 3400 рублей (20 000 × 0,17). Для машин старше трёх лет коэффициент увеличится до 0,26, что повышает сумму до 5200 рублей.
Изменения коэффициентов с августа 2023 года
С августа 2023 года произошли изменения для автомобилей с мощными двигателями. Для машин с двигателями 3–3,5 литра коэффициент вырос до 48,5, а для более мощных — до 61,76. Это привело к значительному росту суммы сбора — от 3400 рублей до почти миллиона.
Для автомобилей с небольшими двигателями ставки остались прежними, однако новое правило требует уплаты повышенного сбора при продаже авто в течение года по тарифам для юрлиц, которые тоже увеличились.
Прогноз на октябрь 2024 года
С октября 2024 года ставки утилизационного сбора продолжат расти. Для легковых автомобилей с двигателями 1–2 литра сбор составит 556 000 рублей, а в 2025 году — 667 000 рублей.
Эти изменения не затронут физлиц, ввозящих авто для личного пользования, но приведут к росту расходов для производителей и импортеров, что может увеличить цены на автомобили.
Когда утилизационный сбор не нужно платить
Утилизационный сбор не уплачивается в следующих ситуациях:
- Автомобиль был ввезён в Россию в качестве личного имущества вынужденными переселенцами или участниками программы по добровольному переселению соотечественников из-за границы.
- Транспортное средство принадлежит консульским учреждениям, дипломатическим миссиям, международным организациям, а также их сотрудникам или членам их семей.
- Если с даты выпуска автомобиля прошло 30 лет и более.
Импортеры транспортных средств обязаны уплачивать утилизационный сбор при ввозе автомобилей, специальной техники, самоходных машин и прицепов на территорию России.
Процедура уплаты включает несколько этапов:
- Регистрация в таможенных органах: При ввозе транспортного средства импортер предоставляет таможенной службе пакет документов, в который входят сведения о транспортном средстве, его типе, мощности и других характеристиках. Эти данные необходимы для расчета размера утилизационного сбора.
- Расчет размера сбора: Таможенные органы рассчитывают сумму утилизационного сбора в зависимости от типа ТС, его возраста, мощности двигателя и экологического класса. Сбор для новых автомобилей ниже, чем для поддержанных, а крупногабаритная техника или машины с высоким уровнем выбросов требуют большего платежа.
- Уплата сбора: После расчета импортер оплачивает утилизационный сбор в государственный бюджет через налоговые или банковские платежи. Документ, подтверждающий оплату, должен быть предоставлен в таможенные органы для завершения процесса импорта.
- Ввоз транспортного средства: Только после того, как утилизационный сбор оплачен и все необходимые документы оформлены, импортер может завершить процедуру ввоза ТС на территорию России.
Важно отметить, что если сбор не будет оплачен вовремя, импортер не сможет получить разрешение на использование транспортного средства в стране.
Утилизационный сбор — это важный элемент государственной политики в сфере экологии и регулирования рынка транспортных средств в России. С его помощью государство стремится сократить вредное воздействие транспорта на окружающую среду, поддерживать внутренний автопром и стимулировать переработку старых автомобилей. Ожидаемые изменения с 1 октября 2024 года сделают сбор ещё более значимым для экономики и экологии страны.
Наша компания SinoImport®— Ваш надежный партнер в решении всех вопросов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мы поможем вам эффективно управлять процессами импорта и экспорта, обеспечивая полное сопровождение на каждом этапе: от оформления таможенных документов до соблюдения всех требований законодательства.
С нами вы забудете о сложностях ВЭД — наша команда экспертов берет на себя все заботы, позволяя вам сосредоточиться на развитии Вашего бизнеса. Мы обеспечиваем прозрачность, оперативность и надежность всех операций, минимизируя риски и затраты. Выбирайте опыт, которому можно доверять!
С НАМИ ВЭД-ЭТО ПРОСТО!®
Еще больше информации о компании на нашем сайте - SinoImport®