Найти тему
OLEX

От Фрейда до современных концепций сознания.

Традиционно психологи и психиатры используют модель человеческого сознания, которая описана Зигмундом Фрейдом еще в начале прошлого века. По его представлениям, АКТИВНАЯ ЧАСТЬ ПСИХИКИ — это мысли и восприятие человека.

Если всё сознание сравнить с айсбергом, то активная часть психики находится над водой. В тоже время, скрытая часть айсберга (большая часть сознания): подсознание и индивидуальное бессознательное. Они влияют на активную часть сознания, т. е. на мысли и восприятие, которые сказываются на поведении человека.

К ПОДСОЗНАНИЮ Фрейд относил воспоминания сознательной жизни и накопленные знания. Одна из важных функций подсознания состоит в осуществлении цензуры и подавлении инстинктивных желаний.

К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ — страхи, иррациональные желания, эгоистические потребности и сексуальные желания (неприемлемые сексуальные желания, постыдные переживания, безнравственные влечения).

По Фрейду, сознание новорожденного — это tabula rasa (чистый лист) и формирование психики происходит с грудного возраста взаимодействием биологических инстинктов и влияний, которые формируют человеческое сознание: качество ухода, как приучали к туалету, психосексуальные травмы, конфликты и травматические события последующей жизни. Биографическая сфера нашей психики состоит из воспоминаний младенчества, детства и последующей жизни (юности, зрелости, старости).

Индивидуальное бессознательное у Фрейда — это место хранения в сознании того, что было забыто, отвергнуто и вытеснено как неприемлемое. Это сфера, где господствуют первобытные инстинктивные силы: либидо и инстинкт самосохранения, где преобладал сексуальный инстинкт. Фрейд считал, что психические конфликты, возникающие при столкновении этих инстинктов возникают психоневрозы и психопатологии. Особенно он выделял теорию тревоги, которую связывал с подавлением либидо. Эта теория не принимала в расчёт объективную тревожность, проявляющуюся в ответ на реальную опасность внешнего мира. В дальнейшем психоаналитик выделил еще агрессивность как отдельный инстинкт, целью которого является разрушение, включая саморазрушение (членовредительство и даже самоубийство), которые обычно возникали на фоне депрессии.

Разделения ума и тела у Фрейда происходит вне контекста межличностного взаимодействия. Поэтому психоаналитики обычно отказываются от общения с супругой (супругом) пациента. Большую часть социальных факторов заболевания они тоже игнорируют. Хотя Томас Заз (Tomas Szasz) отмечал, что психические заболевания часто связаны с отражением внутренней борьбы сознания человека с жизненными проблемами выживания.

Психоанализ разрабатывался Фрейдом на основе анализа снов пациентов, неправильного психического поведения больных в повседневной жизни и динамики психоневрологических симптомов.

При психоаналитическом сеансе больному отведена пассивная. Пациент лежит на кушетке и не видит врача, сидящего в изголовье. Сам терапевт только задает вопросы, полностью контролирует ситуацию и редко отвечает на вопросы пациента. Любое несогласие больного психоаналитик рассматривает как сопротивление лечению. Т.о., психоанализ — это психологический, а не медицинский подход к эмоциональным расстройствам человека.

В 1960-70-х годах прошлого произошла революция в исследовании сознания человека, когда были найдены немедикаментозные средства (холотропное дыхание, ребёфинг), которые были названы психоделическими. Психоделик — буквально означает «открывающий» или «проявляющий психику». Он раскрывал память бессознательного в самом сознании. Это позволило получить много важной информации о самом сознании.

На каком принципе раскрывается бессознательное в сознании? Я уже писал в статье «Мозг и сознание», что в настоящее время не доказана наукой генерация сознания мозгом, поэтому часть ученых считают, что сознание "живет" само по себе, абсолютно самостоятельно, что доказывают факты околосмертного опыта с внетелесным опытом при клинической смерти. Мозг является только проводником сознания и фильтром информации, исходящей от сознания, включая его память. Сознание содержит всю память на события, которую оно испытало в прошлом, но мозг большую часть информации, полученной в давнем прошлом, не пропускает для восприятия человека, чтобы она не мешала текущей жизни человека. Бессознательное — это вся информация, которую пациент забыл.

Чтобы открыть бессознательное необходимо снять мозговой барьер с бессознательной информации. Для этого необходимо вызвать снижение активности коры головного мозга и подлежащих его структур. Для этого используется особое дыхание: оно более частое и несколько глубокое дыхание, чем обычно, без пауз между вдохом и выдохом. Такое дыхание названо авторами этой методики (Станиславом и Кристиной Гроф) ХОЛОТРОПНЫМ. Холотропный — означает «целостный». При таком дыхании воспринимается расширенное целостное сознание, связанное не только с нынешней земной жизнью, но и с другими жизнями и космосом. При таком дыхании человек перемещается в состояние, находящегося в высокогории, где меньше кислорода и углекислого газа. Это ведет к сужению сосудов мозга с последующим снижением его активности и с высвобождением памяти бессознательного, что проявляется видениями (при этом нужно закрывать глаза, т. к. эти видения становятся красочными и яркими) и различными ощущениями. Намеренное увеличение скорости дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты мозга и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного содержания. Чем дольше проводится сеанс холотропного дыхания, тем глубже вскрываются слои памяти бессознательного. При такой регрессии сознания возникают болезненные воспоминания о психотравме, сопровождающиеся неприятными ощущениями, судорогами, болями и т. д. Поэтому при сеансе холотропного дыхания участвуют два пациента: один, испытывающий этот сеанс, а другой помогает ему, когда пациенту плохо во время сеанса. Потом они меняются местами.

Когда переживания достигают апогея при холотропном дыхании, даётся «музыкальный прорыв»: пускают музыкальные записи, как правило религиозные: мессы, оратории, реквиемы. Во второй половине сеанса напряженность музыки ослабевает и включается нежная, эмоционально волнующая музыка. При завершении сеанса включают успокаивающую, задумчивую музыку.

При холотропном дыхании, в начале сеанса, возникает напряжение мышц в руках и ногах, а потом сменяется расслаблением. Через напряжение определенных групп мышц конечностей, высвобождаются блокированные физические и эмоциональные энергии, которые связаны с различными травматическими воспоминаниями. Это является целительным процессом. Иногда напряжения мышц сопровождаются болями.

Когда сеанс завершается и дыхание пациента восстанавливается, то больные переходят в комнату рисования, где в нарисованном заранее круге, они стремятся передать свои переживания, которые испытывали во время сеанса: могут быть разные сочетания цветов, геометрических фигур, некоторые рисуют даже картинки их видений. Это называется рисованием мандал. Подобные рисунки стимулирует открытость пациентов и доверие в группе, когда они показывают их. Это усиливает лечебный эффект сеанса.

Понятие особого дыхания при работе с сознанием известно очень давно. Будда наставлял своих учеников в проведении особой медитации с вниманием к дыханию. Постоянное занятие буддистов такой медитацией вело к очищению сознания от всех «загрязнений» и окончательному его освобождению от них (просветление).

Психические расстройства возникают не только от действия слов (вербальное воздействие) и эмоций на сознание, но и после физических травм. Последнее Фрейд отвергал, но исследования сознания с помощью холотропного дыхания подтвердили, что травмы тела влияют на здоровье психики человека.

Так на основе психоделических немедикаментозных средств были выявлены новые области бессознательного, которые влияют на мышление и поведение человека. Это перинатальные воспоминания и трансперсональное бессознательное.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ: они связаны с зачатием нового организма у матери, его вынашиванием, родовым актом. Фрейд считал, что человек лишен памяти на этот период жизни, т. к. еще не возникла миелинизация нервных образований мозга плода. Миелинизация — если сравнивать с электрическими проводами, то это появление оболочки, изолирующая одни провода от других. В данном случае — миелин изолирует одни нервные волокна от других. Считалось, что без этого не возникают условия для памяти. Этой позиции придерживается и официальная психиатрия. Удивительно, но этот аргумент не используется для опровержения существования воспоминаний о периоде грудного вскармливания младенца, хотя мозг еще незрелый.

При психоделическом воздействии холотропного дыхания на сознание человека возможно появление особых переживаний: ощущение себя плодом, ощущения, которые он пережил во время беременности и родов, сопровождающееся учащением пульса, тошнотой и рвотой, удушьем, появление синяков на коже или кожных высыпаний, дрожью и даже судорогами. При воспоминании родов порой возникают очень неприятные ощущения с болью и ощущение умирания, а потом возрождения. Все эти переживания отнесены к перинатальным воспоминаниям, и являются своего рода доказательством того, что память есть еще в более раннем периоде, чем это считалось ранее.

Психоделические исследования показали, что очень важный период перинатальных воспоминаний — это роды. Роды — это суровое прерывание внутриматочного существования плода. Плод «умирает» как водный организм и рождается в качестве дышащей воздухом, физиологически и анатомически иной формы жизни. Прохождение через родовой канал — сам по себе трудный и опасный процесс: ребенок и мать могут лишиться жизни во время родов. Поэтому связь рождения со смертью в нашем бессознательном имеет огромное значение и оставляет в памяти сознания серьезный отпечаток. Клиент, у которого исследуется психоделическое воздействие на бессознательное, испытывающий родовой процесс, ощущает духовный кризис невероятного размаха, во время которого очень глубоко задумывается о смысле существования, о своих фундаментальных ценностях и жизненных стратегиях.

Особенно сильный отпечаток в бессознательном возникает, если были патологические роды: стремительные роды в лифте или в такси по пути в роддом, длительные роды более 50-и часов с применением щипцов и др. При наличии родовой травмы в прошлом у ребенка возможно развитие в дальнейшем агрессивности в крайних формах по отношению к животным и другим людям. Если же включаются мощные силы сдерживания своей агрессивности, то это может привести к самонаказанию и депрессии. Из таких детей нередко потом вырастают алкоголики и наркоманы.

При углублении сеанса холотропного дыханияученые выявили, что сознание может расширяться за пределы обычных границ тела и эго, что ведет к переходу на более глубокий уровень бессознательного — ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Трансперсональная психология появилась в конце 60-х годов. В её формировании участвовали А. Маслоу, Э. Сутич, С. Гроф, Дж.Фейдимен, М. Вич и С. Маргулис.

При раскрытии трансперсонального бессознательного возникают переживания ПРОШЛОЙ жизни человека. Он отождествляет себя с главным действующим лицом, которое имеет полное убеждение, что вспоминаются и переживаются события, происходившие с человеком, обладающим тем же самым сознанием. Во многих случаях выявляется связь этих воспоминаний с партнёрами — родителей, детей, супругов, любовников и других людей. При этом в прошлой жизни они в воспоминаниях выступают в другой роли, нередко не родственной, но которые вызвали различные очень сильные эмоции и переживания: убийственная страсть, ревность, ненасытное желание, смертельное страдание. В момент воспоминаний человек переосмысливает жизнь и отношение к многим проблемам настоящей жизни, т. к. происходит осознание текущих кармических связей и смысл того, что происходит с ним сейчас. Эмоциональное страдание возникает при воспоминании плохих поступков прошлой жизни: при этом возбуждение мучителя сливаются с болью жертвы. Если возникает осознание недопустимости чужих страданий во время проживания такого опыта, тогда возникает разрыв кармической связи. Самое интересное, что после сеанса подобных воспоминаний у клиента и кармического партнёра отмечается резкое УЛУЧШЕНИЕ отношений в текущей жизни. Интересно, что они могут при этом быть разъединены сотнями и тысячами километров. Надо отметить, что восточное понимание закона кармы совпадает с данными получаемыми при сеансе холотропного дыхания. Согласно закону кармы качество последующих воплощений связано с балансом заслуг и прегрешений из предыдущих жизней.

При ещё более глубоком изучении трансперсонального сознания выявляется КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ с формированием архетипов (по Карлу Юнгу), которые сформировались как образы. Карл Юнг считал коллективное бессознательное как проявление созидательной космической силы, связывающей сознание индивида со всем человечеством, с природой. Ученый обнаружил, что мужчины хранят в своём бессознательном обобщенный образ о женском начале, которое он назвал АНИМОЙ, у женщин обобщенное представление о мужском начале — АНИМУС. Представление у человека о темной разрушительной части личности Юнг называл ТЕНЬЮ.

Среди архетипов Юнг выделил Бога, как один из самых значимых. Идея Бога — это не просто религиозный кострукт, а врожденная часть человеческого разума. Это означает, что наше понимание Бога исходит изнутри, будучи сформированным универсальными символами и опытом, общими для всего человечества. Это радикальная концепция, смещает фокус с внешнего всемогущего существа, которым мы привыкли считать Бога, на внутренне присутствие (божественная искра), которое влияет на наши чувства и поведение. Это позволяет каждому переживать духовность на глубоко личном уровне, побуждая людей, исследовать собственную психику и раскрывать божественные элементы внутри себя.

Различные образы-архетипы переживания могут возникать как во сне, так и при воздействии холотропного дыхания. «Это не симптомы психоза, а порождения коллективного сознания, отраженные в индивидуальном сознании». - (Гроф С.).

При еще более углублённом сеансе холотропного дыхания человек начинает получать знания о всей Вселенной. Это созвучно с учением Гермеса Трисмегиста, которое записано на изумрудных скрижалях: каждый из нас микрокосм, вмещающий знания о макрокосме. Утверждения древних: микромир может отражать макромир или что часть может содержать целое, казались полным абсурдом, поскольку они противоречили здравому смыслу. С изобретением лазера открылись новые способы понимания отношений между частью и целым, благодаря развитию оптической голографии. Удивительное свойство голограмм в том, что информация на них распределяется таким образом, что она может быть извлечена из каждой части в отдельности.

Дэвид Бом (David Bohm) — физик, занимающийся квантовой физикой, создал голографическую модель Вселенной. С его точки зрения материальный мир, в котором мы живем и воспринимаем в обычном состоянии сознания, является комплексной голографической системой, а его творческая матрица находится в другом измерении реальности. Она не доступна нашим физическим органам чувств в обычном состоянии сознания.

В своей книге «Дао физики» Ф. Капра (Capra, 1975 г.) отмечает, что спустя три сотни лет интенсивных исследований западная наука достигла понимания квантово-релятивисткой физики, которая похожа на данные, которые имели мудрецы древней Индии, получающие из сознания с помощью глубоких медитаций тысячелетия назад.

С. Гроф пишет: «Несколько десятилетий спустя психоделическая терапия, трансперсональная психология и другие направления современных исследований сознания пришли к таким же выводам относительно понимания сознания и человеческой психики.» Ученый продолжает: «...эти дисциплины накопили внушительный объем данных, явно указывающий на то, что функционирование человеческого сознания лежит далеко за пределами возможностей мозга, как они понимаются традиционной наукой, и что сознание — первичный и не сводимый ни к чему иному аспект существования — равный по статусу материи, а возможно, и превосходящий её».

Физик-ядерщик Джереми Хейворд (Jeremy Hayward) из Кембриджского университета также отмечает: “Многие ученые, которые являются частью научного мейнстрима, больше не боятся открыто заявлять, что сознание может быть фундаментальным элементом мира в дополнение к пространству, времени, материи и энергии – возможно, даже более фундаментальный, чем пространство и время.”

Если вернуться к сознанию человека, то в памяти его сознания остается информация не только о биографической части жизни, но и перинатальном и трансперсональном опыте, которые находятся в бессознательной части самого сознания, которые не знал Фрейд, но открытые современными учеными, в первую очередь, С. Грофом.

Было выяснено также, что психоделическое холотропное дыхание не только открывают память на подсознательное и бессознательное в сознании, но и могут участвовать в лечении психических заболеваний. Психические расстройства у человека часто связаны с глубинными поражениями бессознательного: перинатального и трансперсонального. При психоделической терапии обнажается память психотравмирующих очагов, которые свидетельствуют не только о причине заболевания, но эти очаги раздражения бессознательной части сознания нередко ликвидируются после обострения заболевания. Поэтому после такой терапии (порой после многократных курсов) излечение некоторых психических заболеваний происходит полностью. Эта терапия была названа гуманистической и находится в стадии становления. Холотропное дыхание используется и для самопознания себя.

На основе психоделического исследования сознания (многих тысяч людей) в течение более 40 лет С. Гроф делает вывод: «Существуют многочисленные свидетельства в пользу того, что сознание не является продуктом человеческого мозга, но является основополагающим аспектом существования. Мозг является проводником сознания, но не его генератором. Также и человеческая психика не ограничена послеродовой биографией и фрейдовским индивидуальным бессознательным. Она содержит два дополнительных критически важных параметра: перинатальный слой, тесно связанный с травмой биологического рождения, и трансперсональный, который является источником переживаний, выходящих за пределы пространства, времени и диапазона наших физических чувств.»

Литература:

  1. «Transpersonal Consciousness» by Sonia Budner, 20 October, 2022, - https://exploringyourmind.com/transpersonal-consciousness/
  2. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансцеденция в психотерапии. - М., 2022 г.
  3. Гроф С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. - М., 2020 г.
  4. Гроф С. Энциклопедия внутренних путешествий. Путь психонавта. -М., 2023 г.
  5. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации. - М., 2020 г.
  6. Гроф С., Гроф К. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии. - М., 2020 г.
  7. Юнг К. Г. с соавтор. Человек и его символы. - М., 2022 г.