Найти в Дзене

Преодолеваем страх телефонного общения

Оглавление

Записаться на приём к врачу, получить консультацию в налоговой или банке, договориться с поставщиком или клиентом – большая часть наших переговоров ведётся именно по телефону. Но в таких условиях комфортно себя чувствуют далеко не все.

Я знаю много людей, которые предпочтут написать смс, отправить письмо и даже прийти лично. Когда-то такой была и я. А теперь я наблюдаю такую проблему у своих подчинённых (даже взрослых).

Рассказываю, что помогло мне преодолеть страх телефонной трубки.

© Freepik / Freepik
© Freepik / Freepik

Статья скорее будет полезна студентам и молодым специалистом. Если тема для вас не актуальна и вам давно удалось избавиться от этой проблемы (а может её никогда и не было), поделитесь опытом в комментариях.

Боюсь звонить по телефону, что делать?

Чаще всего страх телефонного общения возникает у:

  • подростков (человек просто не привык к этому, ведь большую часть его жизни его «голосом» были родители);
  • молодых специалистов (они только вливаются в круг профессионального общения, поэтому могут испытывать неловкость).
Справедливости ради отмечу, что с подобной проблемой сталкиваются и взрослые люди. Это не стыдно и не страшно – всё решаемо.

Первый шаг к решению проблемы – понимание причины её возникновения (а корни-то откуда растут?).

Почему мы боимся звонить незнакомым людям по телефону:

1. Страх неизвестности. Мы не знаем, что за человек окажется на другом конце провода, в каком он настроении и как повернётся разговор.

2. Мы не видим эмоции собеседника. Именно по этой причине многие предпочитают, например, прогуляться в соседний кабинет, а не звонить коллеге по телефону. В личном общении установить контакт проще – собеседник видит вашу улыбку, открытую позу и другие невербальные сигналы, которые автоматически считываются мозгом. В телефонном разговоре всё несколько сложнее.

3. Мы не знаем, как повернётся разговор. Вдруг собеседник станет задавать вопросы, на которые мы не сможем ответить? Мы окажемся в неловком положении.

Подумайте, что тревожит ВАС. Задайте себе вопрос: «А чего, собственно, я боюсь?». После этого представьте себя автором этой статьи и попытайтесь придумать контрагументы.

Например:

  • Я боюсь, что мой голос будет срываться, т.к. я сильно нервничаю. Ничего страшного, я могу открыто признаться в этом человеку, и он отнесётся с пониманием. Просто скажу: «Извините, я немного взволнован, поэтому могу запинаться». Со временем я взращу в себе уверенность.
  • Я боюсь, что не смогу выяснить всю информацию, которая мне нужна. Ничего страшного, ведь я могу перезвонить ещё раз, если что-то забуду, или спросить, к кому я могу обратиться с вопросом, на который не получил ответа.
  • Я боюсь, что человек на другом конце провода окажется недружелюбным, злым или неприятным в общении. Такие ситуации - редкость. Если манера разговора собеседника покажется мне грубой или надменной, я укажу ему на это и попрошу сменить тон общения. Если мне что-то не понравится, я могу не продолжать разговор.
  • Я боюсь, что не смогу ответить на вопросы. Ничего страшного, я могу просто взять паузу. Сказать собеседнику, что уточню информацию и перезвоню.

В большинстве случаев такой разговор с собой работает даже сам по себе. Но можно предпринять и другие действия.

Больше практики, и вы научитесь звонить незнакомым людям без тревоги и стресса © Freepik / Freepik
Больше практики, и вы научитесь звонить незнакомым людям без тревоги и стресса © Freepik / Freepik

Лайфхаки, которые снизят страх перед телефонными звонками

1. Продумайте вступительную речь. Если вам пока сложно формулировать мысли на ходу, заготовьте 1-2 вступительных предложения с формулировкой вопроса. Дальше разговор пойдёт своим ходом.

2. Составьте список вопросов. Продумайте ход разговора и ведите его так, как вам нужно. Нелишним будет продумать ответы на возможные вопросы собеседника.

3. Останьтесь в полной тишине. Выключите телевизор, музыку или найдите тихое помещение.

4. Подготовьте бумагу и ручку. В ходе разговора лучше записывать детали, такие как дата, время, номера помещений и т.д. В стрессе мозг рассредоточен и может в секунду забыть что-то важное.

5. Постарайтесь уйти в сторону от других людей. Вы будете чувствовать себя увереннее, если разговор будет проходить без свидетелей.

6. Говорите громко и уверенно. Даже если вам очень страшно.

7. Будьте доброжелательны. Даже если звоните по не очень приятному поводу (например, пожаловаться на уровень сервиса), будьте дружелюбными. Человек на другом конце провода ни в чём не виноват, он просто будет решать вашу проблему. Поэтому не выплёскивайте на него свою злость. Лучше поделитесь с ним своей проблемой, как с кем-то близким. Так человек скорее захочет вам помочь.

Да, всё это долго. Но не дольше, чем время, на которое мы можем откладывать «страшный» звонок. Пара тренировок, и страх пройдёт: в такой долгой подготовке больше не будет необходимости.

Любой страх сидит в нашей голове. Приведённые выше способы помогут снизить тревогу перед звонком, но избавиться от неё полностью можно только работой с собственным негативным мышлением.
© drobotdean / Freepik
© drobotdean / Freepik

Как убедить себя не бояться телефонных разговоров:

1. Не бойтесь звонить незнакомым людям (в организации, учреждения). Они не знают вас, вы не знаете их. Вероятно, вы никогда даже не встретитесь, поэтому отбросьте страх сказать глупость или выглядеть неловко. Ваша задача – получить или донести информацию. У человека на другом конце провода – такая же цель. Вы в одинаковом положении, поэтому просто сделайте то, что вам нужно.

2. Не бойтесь звонить коллегам. Вы работаете вместе и часто контактируете лично – они знают, что вы за человек, а вы знаете их. Это минимизирует риск быть непонятым или предстать в негативном свете.

3. Не бойтесь звонить контрагентам (клиентам, поставщикам). Телефонный разговор – не цель, а средство достижения цели. Не зацикливайтесь на страхе общения. Думайте о том, чего вы хотите добиться: продать товар или услугу, попросить об отсрочке оплаты, договориться о новой поставке. Представление конечной цели поможет забыть, что вы говорите с человеком не лично, а по телефону.

Надеюсь, мои советы помогли вам хоть немножко расслабиться и понять, что телефонный разговор – это не так страшно. :)

А вы когда-нибудь боялись звонить по телефону? Расскажите в комментариях.

Поддержите канал подпиской и лайком, если было полезно! Благодаря вашей обратной связи мы сможем и дальше делиться интересными мыслями :)

Ещё несколько секретов, как располагать к себе людей: