Перед хронистами встал целый ряд пунктов, которые было необходимо исказить в угоду текущей (и возможно, будущей) конъюнктуре. А мне же, придется вынужденно уйти далеко вперед и сразу сказать читателям, что король Петр Венецианец пришелся венграм сильно не по душе, был свергнут и память о нем с негодованием была выброшена на обочину венгерской истории.
Итак, что нужно было «существенно» поправить летописцам: во-первых – снять с короля Иштвана ответственность за ослепление кузена; во-вторых – показать, что Петр Орсеоло не имел никаких прав на корону и был возведен на трон злокозненными происками, без всякого участия и доброй воли короля Иштвана; в-третьих - «назначить» ответственного и виновного по первым двум пунктам; в-четвертых – «уточнить» один принципиальный момент по поводу происхождения всех последующих королей.
В результате получилось какое-то дикое нагромождение лжи «во имя» не слишком понятно чего, которое, разумеется, не стыковалось логически, генеалогически и исторически.
Итак, вариант Венгерской Иллюстрированной Хроники (перевод и стилизация моя, так что прошу извинить за недочеты, если таковые имеются), который почти дословно повторяет и полностью соответствует Хронике Шимона из Кезы, летописца XIII века. Читаем, но помним, что всё в этом отрывке их хроники – ложь. Кроме, разве что болезни короля Иштвана.
«От горьких и сильных несчастий король Иштван Святой заболел, и по прошествии многих дней прежние силы к нему не вернулись, лишь самую малость он поправился. Мучили его боли в ногах, терзали печаль и горе, особенно потому что не видел он среди своего рода никого, кто удержал бы страну в христианской вере после его смерти. Потому как народ венгерский был более склонен к языческим обрядам, а не к вере Христовой.
И так как силы покидали короля, чувствовал он конец свой близко, то приказал он приближенному своему по имени Буда, привести к нему Вазула (сына своего дяди), которого король ранее бросил в темницу за разврат и преступления в юности. Должны были этого Вазула привезти из тюрьмы в Нитре к Святому Иштвану и сделал бы король его своим наследником, прежде, чем умрет.
Услышала об этом королева Гизела и вступила в сговор с Будой, с этим низким и злонравным человеком. И вперед него послала она уже своего гонца по имени Себес, сына того самого Буды, в ту тюрьму, где содержался Вазул. И Себес по велению королевы, опередил посланника короля, ослепил Вазула, лил ему расплавленный свинец в уши и содеяв сие злое дело, бежал в Чехию. Уже после этого прибыл посланник короля и не оставалось ему ничего более, как привести Вазула к королю Иштвана в таком вот виде, ослепленного и искалеченного.
Король Иштван Святой увидел, как ужасно искалечен Вазул, горько заплакал он, но так как был отягощен бременем болезни, не смог воздать злодеям должное наказание. И тогда призвал он к себе сыновей племянника своего, Ласло Лысого, - Андраша, Белу и Левенте и посоветовал им бежать, как можно скорее, чтобы спасти свою жизнь. И вняли они совету короля своего и бежали в Чехию от бед и несчастий.»
Что же, Святой король по двум хроникам вроде как полностью обелен. Он мало того, что не применял к кузену варварских методов (как-то не слишком сочетающихся с римским христианством, это скорее, прямое заимствование у византийцев; кстати, до Великого раскола остались считаные годы), так еще хотел и его назначить своим преемником. Но кто же во всем виноват? Вот это ловко – конечно же, королева-иностранка, кто же еще? Да, и пока не касаемся вопроса – кто на самом деле был отцом трех братьев, с чего вдруг понадобилось «назначить» на это место Ласло поперек Вазула, об этом позже.
Странность, которая бросается в глаза – великий и святой король не мог обеспечить защиту своим ближайшим кровным родичам? И со слезами на глазах, мог лишь советовать им бежать? Пожалуй, это самая наивная ложь из общей массы. На самом деле, конечно, вполне уместно обсудить – три брата были изгнаны королем или догадались бежать сами?
Идем дальше. Допустим, у оболганной королевы была возможность строить козни и подчинить себе некоего Себеса, который невесть почему решил пожертвовать своим положением (ведь какие-то перспективы в королевстве у него имелись?) и безвозмездно совершив злодеяние, бежать из королевства. Но зачем это нужно Гизеле Баварской? Где мотив? Почему ее не устраивает кандидатура Вазула, ведь ее сын Имре мертв, а других детей у нее больше нет? И если не Вазул, то остается кандидатура Петра - но для королевы на первый взгляд не было никакой существенной разницы между этими двумя - это же родичи короля Иштвана, а не ее… Стоп, кто сказал, что не ее?
И хронисты, сначала Шимон из Кезы, а потом уже и автор Иллюстрированной хроники, буквально на коленке «создают» новую генеалогию королевы Гизелы - ведь если сделать ее близкой родственницей Петра Венецианца, то всё встанет на свои места и у королевы появляется отличный мотив. Янош Туроци (1435-1488/90), автор «Хроники венгров», рачительно переработавший более ранние рукописи и первый из серьезных венгерских историков, кто попытался разобраться и поставить все точки над «i» во всей этой околесице, снисходительно замечает по данному поводу -прежние летописцы «просто перепутали». Что же, посмотрим, насколько это «просто».
В главах о смерти святого Иштвана описана великая народная скорбь, а уже после, происки злой королевы (которая, впрочем, стала блаженной и почитаемой в католической церкви). Шимун из Кезы не слишком многословен:
«Королева Гизелла, по совету нечестивых, сделала королем венгров сына своей сестры, Петра Венецианского, отцом которого был герцог Венеции, чтобы он мог исполнять прихоти своей воли, как ему заблагорассудится, и чтобы Венгрия, потеряв свою свободу, стала бы собственностью немцев.»
Так, здесь у нас Петр Орсеоло племянник уже королевы, а не короля Иштвана. Возникает, правда, резонный вопрос - неужели славное рыцарство Венгрии было настолько беспомощно, что позволило иностранке помыкать королевством и тащить на трон кого ей заблагорассудится? Шимун сам себя загнал в очевидную ловушку, и видимо поэтому, автор Иллюстрированной хроники решил внести свои коррективы, и кое-что уточнить. Нельзя же как-то стать королем без всякого родства со Святым Иштваном?
«И королева Гизелла решила с Будой, своим злым приспешником, что королем будет сделан брат королевы, немец, а точнее, венецианец - Петр; хотели они исполнить прихоти королевы Гизеллы и беспрепятственно подчинить немцам Венгрию, потерявшую свободу.
Отцом короля Петра был Вильгельм — младший брат короля Сигизмунда Бургундского, однако после убийства Святого Сигизмунда он отправился к императору, и император сделал его главой венецианцев и дал ему в жены свою сестру по имени Гертруда: от нее он родил королеву Гизеллу. После смерти Гертруды Вилмос женился на сестре короля Святого Иштвана, от которой он родил короля Петра.»
До чего же ловкий переплет, что и говорить - будущий венгерский Петр легким росчерком пера превратился одновременно и в племянника Иштвана, и в брата королевы Гизелы, единокровного. И ведь даже к королям Бургундии Гизела имеет прямое отношение, вот только со Святым Сигизмундом летописец безбожно ошибся, так как умер этот король еще в 524 году. Гизела была внучкой короля Бургундии Конрада III (или Первого, по другому подсчету), понять откуда взялся некие Вильгельм (заменивший венецианского дожа Оттона) и Гертруда несколько затруднительно.
Янош Туроци опять очень снисходительно считает, что его более ранний коллега еще больше запутался в разных сестрах и братьях (вот они все, что у королевы Гизелы в наличии - император и епископ), упрямо ведомый очевидной целью обелить короля Иштвана, и что уж теперь поделать - вынужденно очернить королеву Гизелу.
Далее, прежде чем перейти к правлению короля Петра, пожалуй, следует разобраться с Вазулой и Ласло Лысым, двоюродными братьями короля Иштвана, и об этом в продолжении:
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017