И наконец, «Загребская хроника» середины XIV века проливает свет на происхождение венгерских королей и точно указывает отцовство Вазула:
«У Такшоня было двое сыновей. Первым был князь Геза, отец блаженного короля Иштвана. Второй был Михай. У этого князя Михая было два сына. Первым был князь Вазул, вторым князь Ладислав Лысый. У Вазула было три сына – Андрей, который позже стал королем, принц Бела и принц Левенте. У князя Ладислава также был сын по имени Бонусло.»
Подсудобил автор Загребской хроники своей честностью остальным коллегам (остается только догадываться, почему он не вносил правок), но снял камень с плеч всех последующих историков своей правдивостью. Кстати, настоящий сын Ласло Лысого (и вероятно, просто больше нет других кандидатур) Премиславы Владимировны, по имени Бонусло, если я не ошибаюсь нигде больше Загребской (венгерской же) хроники не упоминается. Специально для Википедии – вот им еще один вариант потомства Премиславы, о котором Википедии «ничего не известно».
Бонусло, или как его еще называют венгерские историки – Домославу или Богуславу, как можно легко догадаться, в Иллюстрированной Хронике и хронике Шимона из Кезы места не нашлось, о нем вообще не упоминается, его «вычистили», да и потомства у него не было, так что это оказалось просто. Иначе хронисты не знали бы куда приткнуть еще одну ветвь Арпадов, а так им всё в руку шло.
Но что же не так с браком Вазула? Зачем понадобились такие корявые ухищрения, согласно которым его дети обязательно должны иметь другого отца? Об этом в продолжении…
Итак, происхождение королей-Арпадов, хронисты тщились сделать полностью законным, без всяких скидок на условия эпохи.
По сути (с современной точки зрения) авторы хроник занимались чистой ерундой, настоящим Сизифовым трудом – на дворе стоял XI век, венгры только-только входили в число христианских народов. Вскоре после правления Святого Иштвана грянет народное языческое восстание, еще не вся венгерская верхушка была христианской, так к чему в таких условиях пытаться притянуть за уши, что браки принцев должны были быть обязательно заключены по христианским обрядам?
И еще, мотивировка противодействия претензиям Бориса Коломановича, сильно хромает на обе ноги. Одно дело, если бы он был бастардом короля Коломана и претендовал на трон, оспаривая права единокровных и законных братьев. В этом случае, происхождение Андраша, Белы и Леванте от законного брака, было бы действительно критически важным.
Но Борис был назван вообще не Арпадом, даже не бастардом, а не пойми кем. Именно на основании этого он был лишен королем Коломаном каких бы то ни было прав на трон, не потому что он бастард короля, а потому что он вообще неизвестно чей сын. А Андраш, Бела и Левенте – точно Арпады, причем они родились в то время, когда внебрачное происхождение в принципе мало волновало верхушку общества.
Вероятно, хрониста Шимона трясло при мысли о бастардах вообще. Любопытно, неужели он считал, что незаконный сын короля (или принца) от какой-нибудь женщины по сути то же самое, что и сын королевы не от короля? Вот это очень странный момент, так как в XIII веке, бастарды королей (и вообще высшей знати) никого не удивляли, а вот бастарды королев (и вообще знатных дам) … это что-то из ряда вон выходящее. Такое, без плачевных последствий, могли позволить себе разве только некоторые итальянки, да и то, при условии, что были сеньорами по собственному праву.
Так что же с настоящей матерью Андраша, Белы и Левенте? Вот что говорит о ней Иллюстрированная хроника:
«Говорят, что эти три брата были сыновьями Вазула от девушки из семьи Татун и что они не произошли от настоящего брака; по этой причине семья Татун и получила дворянство. Это, конечно, ложная и злая история. Три брата благородны, потому что они сыновья Ласло Лысого, взявшего себе жену из Рутении; все три сына произошли от него»
И Шимон из Кезы (Иллюстрированная хроника писалась с его летописи):
«И Андраш, как старший, возводится на трон королевства. Некоторые утверждают, что эти братья были рождены герцогом Вазулом от дочери рода Татун и от незаконного брака и именно поэтому вышедший род Татун получил дворянство: это явно миф и очень плохие слова, братья знатны и происходят из Скифии. Потому сто эти братья — сыновья Ласло Лысого.»
Итак, по мнению современных венгерских историков, матерью Андраша, Белы и Левенте, как раз и была безымянная возлюбленная Вазула из рода Татун. Существует версия, что это была возможно и некая печенежская девушка. Но в любом случае, их дети были рождены вне брака. Такой вывод можно сделать чисто логически: а как вообще так получилось, что неизвестно имя матери целых двух королей Венгрии? Ни одной записи, ни в одном монастыре, как это вообще возможно? Только если … ее имя было запрещено писать под страхом смерти, а те, кто его знал и молчал со временем умерли и имя этой женщины окончательно исчезло из венгерской истории. Такое возможно только в одном случае – она была венгеркой-простолюдинкой или происходила из печенежского клана, никакого брака, при этом, естественно, не было.
Вероятно, король Андраш, а потом и его брат, поначалу просто не афишировали своё происхождение по матери, скрывать данный факт на первых порах было просто бессмысленно, верхушка королевства, очевидно, должна это была знать. Предположу, что в лучшем случае, об этом не принято было говорить, чтобы свои короли не выглядели как-то «недостойно» на фоне соседних правителей. Потом, когда Андраш I вошел в силу, мог последовать и прямой запрет. В любом случае, Премиславу (или иную русскую княжну) из числа возможных кандидатур на роль королевской матери приходится исключить – была бы она такой, ее бы никто и не думал скрывать.
Разобравшись с происхождением Арпадов, теперь можно перейти к двум королям, которые не принадлежат к династии (подчеркну - по мужской линии) и вклинились в венгерскую историю между правлением Иштвана Святого и Андраша I.
Продолжение следует…
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017
Всем огромное спасибо за донаты