Но почему же Иштван не желал передавать корону единственному оставшемуся в живых двоюродному брату – Вазулу, или в крайнем случае, старшему из трех своих двоюродных племянников, или хоть кому-то из них – Андрашу, Беле и Леванте? На счастье авторов хроник, младший брат Вазула, Ласло Лысый умер точно до гибели принца Имре, считается что в 1018-ом или максимум, в 1029 году.
Первопричина в религии, здесь невольную подсказку дают сами хроники – не было никого, кто бы придерживался «христианской религии». Здесь я беру в кавычки, потому как имеется в виду католицизм, а рамки христианства, им, как известно не ограничиваются.
По поводу религиозной принадлежности Вазула и Ласло, между историками идут споры – или они оба были язычниками (скорее всего), или же только Ласло являлся таковым, во всяком случае считается, что оба брата были крещены по греческому обряду, но христианством, оба (или один из них) так и не прониклись. Получается, что в этом случае они всё равно не соответствовали требованиям Иштвана, несмотря на то, что официального раскола между церквями еще не произошло. Вероятно, для Святого Иштвана это всё же имело значение. Впрочем, для поздних хронистов это, разумеется, это было уже критически важно.
Итак, двоюродные братья короля Иштвана, Вазул (старший) и Ласло Лысый (младший) поочередного были правителями бывшего княжества Нитра, за это славянское государственное образование, утратившее свою самостоятельность, спорили Польша и Венгрия. С Нитрой тоже всё на редкость запутано, первым из братьев-Арпадов здесь был правителем-герцогом Ласло, но то ли как вассал своего кузена, то ли как вассал польского князя и короля Болеслава I Храброго. Нитра, называемая уже герцогством, была всё-таки окончательно инкорпорирована с Венгрией при короле Иштване после смерти Ласло Лысого. Следующим герцогом вероятно был Имре, а после его смерти, в течении неустановленного, но очень короткого промежутка времени – Вазул.
О религиозных предпочтениях племянников – чуть позже, но скорее всего изначально они также были язычниками. Вот и оставалось Святому Иштвану продвигать на трон своего родного племянника Петра Орсеолло, который уж точно был католиком (если можно так выразиться, учитывая годы) и на самом деле король поставил его наследником без всякого участия своей королевы. Вазул был злодейски ослеплен (именно по приказу своего родича-короля), примерно году в 1035/37, и скончался в заключении, а его сыновья бежали в Чехию, а потом и дальше на восток – в Польшу и на Русь.
Самая меньшая из путаниц, касающаяся Андраша, Белы и Левенте – это кто из них был старшим, а кто младшими. Иллюстрированная хроника вслед за Шимуном из Кезы порядочно «наследила» в другом – кто же был их отцом? Так вот в отцы трех братьев, так же упрямо и тенденциозно, как охаивали бедную королеву Гизелу, хронисты назначили не Вазула, а его младшего брата Ласло Лысого. Большинство современных (и в первую очередь венгерских) историков давно уже пришли к выводу, что три брата (из которых двое стали королями) – сыновья всё-так Вазула, и, следовательно, именно он прародитель всех последующих Арпадов и уже их наследников.
К лжи об истинном виновнике казни Вазула прибавилась ложь и о его отцовстве, ну, а это-то зачем понадобилось, тысяча чертей? Казалось бы, где логика – что может быть плохого в том, что именно Вазул отец королей Андраша и Белы? Ведь сам Святой Иштван хотел завещать всё Вазулу, разве это не пример торжества справедливости, когда дети невинно пострадавшего восходят на трон? Как в нашей известной присказке – «Всё сходится, но ребеночек не наш».
Зачем понадобилось еще одно завихрение, ответил всё тот же Янош Туроци в XVI веке. С чего бы начать что бы было пояснее и свести концы с концами? Попробую так – через сотню лет после описываемых событий над Венгрией взошла злая звезда Бориса Коломановича. Этот по всем статьям необычный для Средних веков (в формате развитых христианских королевств, на периферии христианского мира и не такие встречались) принц заслуживает отдельного и подробного разбора, так что пока о нем вкратце.
Борис – внук Владимира Мономаха и сын его дочери Евфимии, это известно определенно точно. Да, и Борисом – в честь, разумеется, Святого Бориса, его назвал русский дед. Дело в том, что Евфимия была выдана замуж за овдовевшего короля Венгрии Коломана (Кальмана), вскоре забеременела и… король обвинил жену в измене и изгнал, ее ребенка он уже тогда отказался признать своим. Борис предположительно родился в Киеве. А повзрослев начал бешеную борьбу за венгерскую корону, считая себя настоящим Арпадом. Бориса Коломановича считают одним из самых опасных и энергичных самозванцев (не достигших успеха), но как мне кажется, под термин «самозванец» он не подходит.
Тогда-то хронисты, лояльные победившим Бориса венгерским королям, и принялись переписывать старые летописи – первым Арпадам было нужно безупречное происхождение, без сучка и задоринки, без всякого намека на какое-бы то ни было бастардство. Вот бедняга Вазул и попал под очередные «репрессии» уже посмертные – похвастаться законным браком он не мог, следовательно, признавая Андраша, Белу и Леванте сыновьями Вазула, противники Бориса Коломановича, как бы обесценивали свои позиции, во всяком случае, такое объяснение находит Янош Туроци.
А вот Ласло Лысый женат был как будто законным образом – в этом ни один хронист почему-то не сомневался, однако, к сожалению, никто из них не называл имя этой женщины. Уже современные историки предполагают, что женой Ласло была Премислава, княжна из Рюриковичей, дочь Владимира Святого и Рогнеды Полоцкой. В нашей Википедии о ней есть куцая статеечка, которая в завершении безапелляционно брякает – «о ее потомстве ничего не известно». Как это «ничего не известно», господа хорошие? Уж коли взялись писать статью, так тогда и укажите – «есть версия, что…» Если следовать логике старовенгерских хроник, так она была матерью целых двух королей – Андраша I и Белы I, ведь иной жены у Ласло Лысого вроде, как и не было.
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017
Всем огромное спасибо за донаты