"В багажниках Cоветских автомобилей лежал Советский Шоферский Инструмент". Пролог.
Готовясь к своим публикациям про инструменты- о гаечных ключах, отвертках или пассатижах, я всегда, хочешь-не-хочешь рассказывал о инструментах которые входят в штатный заводской набор автомобиля. Тема шоферского инструмента мне кажется интересной и достойной отдельной публикации. Но автоинструментальная тема очень нервная, в окружающем пространстве много дотошных ин-стру-мен-то-лю-би-те-лей которые с трепетом и ревностью собирают и комплектуют заводские наборы оригинальных инструментов. У меня таких глубоких знаний нет. Поэтому в этой публикации я просто свалю все свои авто инструменты в одну кучу, исключительно с развлекательной целью...
Самые знаменитые Советские автоинструменты, это конечно "З.А.Т.И." -Завод. Авто. Тракторного. Инструмента. Город Павлово, Нижегородская область.
В 1929 году, Советским Правительством, вместе с Американскими партнерами было принято решение, строить в городе Горьком (Нижнем Новгороде) Автозавод. И клонировать на этом заводе Американские автомобили Ford-A и Ford-AA.
Сказано-Сделано, завод построили. Но, Большому Автогиганту необходимы вспомогательные механические заводики. Один из таких заводов заработал в Горьковской области, в городе Павлово. Назвали его "ЗАТИ", Завод АвтоТракторного Инструмента.
Завод ЗАТИ начал выпускать продукцию в 1932 году. На нем производили инструменты для автомобилей и тракторов, в том числе для знаменитых "Полуторок" ГАЗ-АА.
Во время Отечественной Войны завод комплектовал своими инструментами внедорожники ГАЗ-64/67, легкие танки Т-60 и Т-70, БТР БА-64, Аэросани и много другой техники военного назначения. После войны, в 1952 году завод ЗАТИ перепрофилировали и на его базе стали выпускать знаменитые малолитражные автобусы "ПАЗ".
Внедорожник ГАЗ-69. "Победа" М-20. "Волга" ГАЗ-21.
В 1952 году клеймо на Павловских инструментах для Горьковского автозавода изменилось. На клейме появились две буквы "А-И" Авто-Инструменты. Позже из клейма убрали черточку-дефис, и стало просто "АИ".
Инструментами с клеймом "А-И" комплектовались культовые Советские автомобили "Победа" М-20, Внедорожник ГАЗ-69 "Козлик", "Волга" ГАЗ-21 и конечно грузовики ГАЗ-51/53 и куча других машин.
Павлово не случайно стал инструментальным городом. В 1820 году, в селе Павлово, Нижегородского уезда, открыл свои слесарные мастерские предприниматель Теребин М.И. Мастерские развивались и расширялись. Село стало городом. К революции 1917 года это уже завод "Теребин и Сыновья". Большевики завод национализировали, Теребиных извели. Завод стал советским "Павловским Инструментальным Заводом" с буквой "П" на клейме.
В середине 60-х завод ГАЗ активно наращивал свои мощности. Инструментов требовалось больше и больше. Инструментальную "эстафетную палочку" Горьковского завода передали Павловскому Инструментальному заводу и на ГАЗовских инструментах появилось то самое клеймо с буквой "П".
Посмотрите как менялось клеймо "П" на инструментах. Найдите четыре отличия. Вдавленное клеймо. Выпуклое в вдавленной рамочке. Просто Выпуклое и откровенно Штампованное.
"Волга" ГАЗ-24.
Инструментами с клеймом "П" Комплектовались "Волги" ГАЗ-24 и вся линейка грузовиков ГАЗ.
Продукция Тольяттинского завода "ЖИГУЛИ" тоже комплектовались инструментами с клеймом "П". На фото внизу сборный набор Павловского инструмента от "Волги" ГАЗ-24 и "Жигулей" Классика.
Редкий "Кривой Стартер" Пусковая рукоятка от ранних "Жигулей" Классика.
Оригинальный Манометр МД214 Выпущенный в декабре 1969 по ГОСТу 1968 года. И торцевые ключи-многогранники от "Волги" ГАЗ-24 с клеймом Павловского завода.
Оригинальная отвертка от ГАЗ-24 с квадратным сечением.
Дальше будут некоторые разные предметы которые входили в штатный автомобильный набор от "Волги" ГАЗ-21 и ГАЗ-24.
Лампы-Переноски.
Два масляных шприца. Большой, от "Полуторки" ГАЗ-АА. Редкий, военного периода.
Малый шприц от "Волги" ГАЗ-21/24. Выпускался на заводе "АН" Автонасос в городе Ставрово, Владимирская область. ГОСТ 1954 года.
Насос Автомобильный
Насосы производили на том-же заводе в Ставрово. АвтоНасос "АН".
Маленький Павловский "ключик" для регулировки зажигания.
"Москвич" 402-403-407.
Осенью 1941 года в Свердловске начал работать военный завод, в последствии №73. В 1947 году завод получил мирное гражданское название Свердловский Инструментальный Завод "СИЗ". Нам "СИЗ" интересен тем, что с 50-х годов на заводе производили инструменты для автомобилей "Москвич" 402/403/407, которые выпускал "МЗМА", Московский Завод Малолитражных Автомобилей, будущий "АЗЛК".
"ЗИЛ" . Завод Имени Лихачева. Москва.
Московский завод "АМО", с 1931 года "ЗИС Москва" в те годы инструменты для автомобилей ЗИС (ЗИС-5, ЗИС-8-11-15 и так далее), завод выпускал сам, на инструментах стояло клеймо "ЗИС Москва".
В 1956 году "ЗИС" стал "ЗИЛом", Завод имени Лихачева Москва. Для ЗИЛов инструменты начали производить осужденные заключенные в исправительной колонии №3. Город Льгов, Курская область. На ЗИЛовских инструментах стояло клеймо "ЛЗИ".
На ЗИЛе выпускали и военную технику, например Ракетоносец ЗИЛ-135, БТР-52, БАВ-485. "Военные" инструменты Заключенным не доверили, для оборонных ЗИЛовских заказов инструменты производили на Московском Авто Агрегатном Заводе "ААЗ", Озерковская набережная дом 22. Завод начал работать в конце 1941 года и тогда назывался "ЗИС з-д 509 Москва" В 1948 году 509й завод стал официальным филиалом ЗИЛа, получил название Авто Агрегатный Завод и свое новое клеймо "ААЗ".
БАВ-485. Большой Автомобиль Водоплавающий.
"Ракетоносец" ЗИЛ-135.
В 1939 году, в НарКомате Автотранспорта РСФСР было принято решение о создании Треста по производству специального ремонтного оборудования, для стационарного технического обслуживания автомобилей выпускавшихся Советским Автопромом. Трест получил название "ГАРО" ГАРажное Оборудование. В состав Треста вошли Двенадцать механических заводов.
Заводы "ГАРО" заработали в Казани, Новгороде, Пскове, Сергиевом Посаде, Переславле, Пятигорске, Череповце, Гремячинске, Бежецке, Чистополе, Райчихинске (Амурская область) и еще в нескольких городах Страны. На всем производимом оборудовании ставилось клеймо "ГАРО".
В этой небольшой статье я рассказал о инструментах только самых крупных, "Центровых" автоинструментальных заводах. В СССРе были и другие заводы которые производили шоферские инструменты, например УралАз в Миассе. "РЛЗ" Ростовский Литейный Завод, филиал РостСельМаша или "ГЛЗ" Люберецкий завод СельхозМашин им. Ухтомского и т.д.
На фото ниже, старый довоенный домкрат. Я предполагал, что он изготовлен на Ростовском заводе "РЛЗ". Но внимательнее рассмотрев клеймо оказалось, что это "ГЛЗ" Государственный Люберецкий Завод Сельскохозяйственных Машин имени Ухтомского...
На этом все, спасибо за внимание.