Начальников принято ругать и именно на них сваливать свои неудачи, мол начальник не поддержал или не дал возможность расти.
При этом мало, кто задумывается, что вашим начальником и отношениями с ним вы можете и должны управлять сами. Если вы строите карьеру, особенно в компании, где есть структура, иерархия, субординация, вы должны действовать системно.
В этой статье я поделюсь набором действий, которые помогут вам это сделать. И ускорят вашу карьеру.
Меня зовут Елена Маршалова, я уже 12 лет руковожу HR проектами в международных компаниях и помогаю людям строить карьеру как карьерный консультант.
Здесь я делюсь рекомендациями и лайфхаками, как получить классную работу и построить карьеру.
Шаг 1. Поймите, кто ваш начальник
Первым делом нужно составить список боссов. На листе бумаги запишите имена всех,
- перед кем вы отчитываетесь,
- кто может отдавать распоряжения вам и вашей команде,
- кто оценивает вашу работу и должен высказывать мнение о вас,
- от кого зависит ваша эффективность и успешная работа вашей команды.
У большинства сотрудников не менее двух боссов - прямой руководитель, вышестоящий руководитель и часто еще кто-то из функциональных руководителей сбоку, какой-нибудь финансовый директор.
Я лично в кейсах некоторых своих клиентов слышу, что главная причина, почему они ушли из компании или хотят сменить место - что у них слишком много начальников, и каждый тянет одеяло на себя. Особенно у людей, занятый в проектах, особенно в матричной системе управления, когда у руководителя есть формальные прямые подчиненные и есть проектная команда, набор людей, которые в целом ему не подчиняются, но выполняют поставленные им задачи в рамках конкретного проекта. В таком обилии начальников работать сложно и физически, и эмоционально.
Когда вы составили такой список, все эти люди вам потребуются на следующих шагах.
Лучше включить в список боссов на несколько человек больше и затем вычеркнуть их, чем позабыть о тех, кого обязательно нужно внести в этот перечень.
Раз в год просматривайте этот список, не забывайте также это делать всякий раз, когда меняется ваша работа или задание. Едва ли такой перечень останется без изменений дольше, чем один год.
Напишите в комментариях, сколько начальников вы насчитали у себя?
Все что мы будем обсуждать дальше, относится ко всем боссам, кого вы написали в списке в предыдущем пункте.
Шаг 2. Поймите вашего босса
- Цели и задачи
- Давление, которое на него оказывается
- Сильные и слабые стороны
- Предпочтительный стиль работы
Ваш начальник тоже человек и профессионал, как и вы он действует исходя из своих компетенций и задач, которые на него валятся, с учетом сильных и слабых сторон. Встать на его место бывает очень полезно.
Шаг 3. Ключевой пункт: помогите вашему боссу стать успешнее
Задача подчиненного — не менять босса, не перестраивать его, не убеждать его поступать так, как написано в книгах, а помочь своему боссу как человеку с индивидуальной личностью добиться успеха.
Очень прагматичная мысль:
Нет ничего полезнее для развития вашей карьеры, чем босс, который сам далеко идет и при этом понимает и ценит ваш вклад в эту успешность.
Я думаю, каждый из вас знает примеры, когда начальника повышают или даже когда он переходит в другую компанию на хорошую роль и берет с собой дорогих ему людей, предлагая им отличные условия.
Кроме этого, если вы помогаете ему достигать успеха, ваш начальник будет более открыт и лоялен, когда придет время для оценки производительности и зарплаты.
Я даже советую составить письменный план развития взаимоотношений с заинтересованными сторонами, который поможет вам неформально наладить отношения с начальником.
И вот 7 пунктов, пошаговая инструкция, которая поможет вам выстроить правильные и эффективные отношения и ускорить карьеру:
1. Очень важно: понять ожидания
Основа развития взаимоотношений — убедиться, что вы ясно понимаете, чего от вас ожидает начальник.
Часто мы считаем, что должны что-то знать, и не просим разъяснений, потому что не хотим, чтобы нас считали некомпетентными. Но без четких ожиданий велик риск не только неправильно выполнять задачи, но и на эмоциональном уровне додумать какой-то комментарий или обидеться на просьбу.
Самый разумный способ прояснить ожидания - спросить.
Вот 10 вопросов, которые вам в этом помогут:
- Что мне нужно сделать в этом году, чтобы вы считали меня в этой роли успешным?
- Что для вас означает качественная работа?
- Если мне нужно, чтобы вы обратили внимание на что-то срочное, какой тип связи вы предпочитаете? (например, Slack, электронное письмо, телефонный звонок).
- Что вы считаете «срочным» по сравнению с «не срочным»?
- Что приоритетно, а что второстепенно для вас?
- Если у меня есть какие-либо отзывы, как бы вы предпочли их получить — лично, в письменной форме, по телефону или во время видеозвонка?
- Если у меня есть предложение по поводу чего-то, как бы вы предпочли его получить?
- Если у меня есть срочный вопрос, какую форму связи я должен использовать, чтобы задать вам вопросы? (например, письменно, лично, по телефону, во время видеозвонка).
- В любой момент спрашивайте “Как вы хотите, чтобы это было сделано?”
- Какие мои действия (и действия моей команды, если вы руководитель) помогают вам выполнять вашу работу? А что в наших действиях мешает вам?
Очень полезное упражнение. Раз в год обращайтесь к каждому из представленных в вашем списке боссов с этим набором вопросов. Можно спрашивать хотя бы по одному в уместный момент.
Скорее всего вы получите массу неожиданной информации. То, что вам может показаться небольшой ошибкой или не срочной задачей, для начальника с его более широким кругом обязанностей может показаться системным сбоем, или первым приоритетом.
Кому-то задавать такие вопросы покажется неуместным или страшным. Но это ваша карьера и вы должны ей управлять. Покопайтесь в себе, почему вас это отталкивает, возможно там есть неуверенность в себе или недоверие к начальнику - хорошо бы с этим разобраться, чтобы это не мешало вашей карьере.
2. Держите своего босса в курсе ваших задач
Не думайте, что ваш босс знает, насколько вы продуктивны или над чем вы работаете. Это особенно важно, когда так много людей работают удаленно. Самая важная информация, которую хотят знать менеджеры, — это ход выполнения проекта.
Вы также можете напрямую спросить своего начальника: «Достаточно ли я даю вам информацию о прогрессе?» или «Есть ли какие-либо решения или проекты, о которых вы хотели бы, чтобы я был более прозрачным?»
Большинство начальников раздражает, если их держат в неведении по важным вопросам. Если у вашего начальника, в свою очередь, есть начальник, вашего начальника, скорее всего, спросят о прогрессе в решении текущих вопросов, и он должен смочь внятно ответить. Только в таком случае он сможет в полной мере вам доверять.
3. Защищайте от сюрпризов
В организации приятных сюрпризов не бывает. Если менеджер сталкивается с неожиданностью, это чаще всего связано с унижением, причем зачастую у всех на глазах. Потому задача подчиненного — защищать своего босса от всяческих сюрпризов.
Разным боссам подходят разные предупреждения о возможных неожиданностях. Одни предпочитают простое предупреждение, например, замечание о том, что ситуация может развиваться не так, как ожидается. Другие могут потребовать полноценный, подробный отчет, даже если намечается всего лишь незначительный шанс столкнуться с неожиданностью. В любом случае всех боссов необходимо защищать от сюрпризов, это тоже влияет на доверие.
4. Оцифровывайте и презентуйте результаты своей работы, подчеркивайте сами ваш вклад в достижение его целей
Здорово, если вы можете делать это письменно, чтобы ваш начальник мог транслировать эти достижения наверх. Помните мысль, что вы помогаете ему быть успешным? Ваши достижения, достижения его команды - это как раз то, чем он будет хвастаться и отчитываться наверх, и чем чаще вы будете давать ему такую возможность, тем лучше. При этом, конечно, подсвечивая свою роль.
5. Будьте инициативным
Не ждите, пока вам скажут, что делать. Если вы знаете, что вашему начальнику понадобится информация для отчета, не ждите, пока он придет к вам за информацией. Вместо этого спросите, что вы можете сделать, чтобы помочь ему подготовиться.
6. Предлагайте решения, а не проблемы
Ни один менеджер не любит, когда ему сваливают проблемы без каких-либо предложенных решений. Всегда предлагайте хотя бы одно предлагаемое решение, если можете.
7. Поддерживайте своего босса
Управление боссом подразумевает создание доверительных отношений. Выступайте с ним единым фронтом перед его начальством.
Эти 7 пунктов позволят вам наладить прочные отношения с вашим начальником посредством последовательных систематических действий. Это укрепляет доверие.
Итак, все, что требуется для управления боссом, — это немного ума и здравого смысла. Но нужно принять тот факт, что управление боссом представляет собой одновременно очень перспективную возможность и определенные усилия.
Когда вы управляете вверх, вы проявляете лидерство со своей стороны. Более того, когда вы успешно управляете своим боссом, вы повышаете свои карьерные перспективы.
Кстати, в моём Телеграм-канале - кладезь полезных и бесплатных материалов по самым разным темам: от поиска работы и подготовки к интервью до повышения самооценки и личного бренда. Подписывайтесь: