Найти в Дзене

История узкоколейных мотодрезин.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Потребность в транспортных средствах для перевозки мелких партий груза и небольших групп пассажиров возникла на УЖД одновременно с началом их строительства. До появления двига­телей внутреннего сгорания автомобильного типа эта проблема решалась двумя путями: либо использованием паровоза с 1-2 пассажирскими или товарными вагонами, либо применением ручных дрезин, приводимых в движение мускульной си­лой человека. При этом суровые климатические условия большей части территории нашей стра­ны накладывали существенные ограничения на применение ручных дрезин открытого типа. Не случайно практически все фотографии таких дре­зин, дошедшие до нас, сделаны летом.

Единичные случаи установки автомобилей на железнодорожный ход стали отмечаться чуть ли не с первых лет их появления. На узкой колее подобные примеры имели место в Мурманске в 1918 году и в Электрогорске в 20-х годах. А всего по стра­не к 1930 году в локомотивном парке промышленных железных дорог узкой колеи числилось 6 автодрезин. Серийный выпуск промышленностью кар­бюраторных двигателей позволил перейти к мас­совому выпуску специализированного подвижного состава. На Калужском машиностроительном за­воде было развернуто производство нескольких мо­дификаций участковой автодрезины УА с различ­ными типами двигателей - как для широкой, так и для узкой колеи. В настоящее время узкоколейный вариант автодрезины УМ727 можно увидеть в Переславском музее, где она была восстановлена руками энтузиастов. К сожалению, до сих пор точ­но не известно, выпускались ли дрезины в тот пе­риод еще где-нибудь серийно, помимо Калужского завода. А сами предприятия продолжали решать проблему отсутствия автодрезин своими силами. Причем, можно сказать, что постройка таких дре­зин продолжалась и до недавнего времени. При­меров тому масса: несколько типов автодрезин эк­сплуатировались в Электрогорске, причем одна из них, вместимостью 8 человек, была спроектирова­на и построена силами торфопредприятия; пасса­жирская дрезина на Алапаевской УЖД; несколько типов дрезин Апшеронской УЖД; грузовая дрези­на с использованием двигателя и кабины автомо­биля ЗИС-5 в Гайвороне; дрезины № 42 и № 44 в Усть-Чорне; дрезина в Выгоде. Еще один вариант решения этой проблемы - применение автомобиля на комбинированном ходу. В Электрогорске был разработан очень оригинальный проект переобо­рудования автомобиля ГАЗ-69 на комбинированный ход колеи 750 мм - пожалуй, единственный извес­тный пример такого рода. К сожалению, пока неяс­но, был ли он осуществлен.

Картинка из свободных источников. Мотодрезина на базе автобуса ПАЗ на путях Апшеронской УЖД
Картинка из свободных источников. Мотодрезина на базе автобуса ПАЗ на путях Апшеронской УЖД

И наконец, с 1950 года к решению этой про­блемы были подключены предприятия, входившие в состав торфяной промышленности. Серийное производство мотодрезин четырех типов: ПД, ПМД, ГМД и СМД, было развернуто на механическом заводе им. Свердлова в городе Горьком. Что любопытно, несмотря на внешнее сходство с авто­мобилем, в конструкции мотодрезин целиком от автомобиля использовались лишь двигатель с ко­робкой передач и облицовка радиатора с лобовым стеклом, или кабина в сборе на некоторых моде­лях. В 1955 году вся документация была передана на ДМЗ, где в течение двадцати последующих лет было выпущено в общей сложности около 4000 мотодрезин различных типов. Массовый выпуск этой техники позволил полностью удовлетворить потребности предприятий. Конструкция мотодре­зин непрерывно совершенствовалась, и в начале 70-х годов был разработан оригинальный проект унифицированной мотодрезины с единым кузовом для четырех модификаций. Следующим этапом разви­тия этого вида подвижного состава стал серийный выпуск на КМЗ тепловозов-дрезин ТУОД и ТУ8Г и автомотрис ТУ6П и ТУ8П. Но масштабы производства этих более тяжелых, сложных и дорогих машин уже нельзя было срав­нить с их предшественниками - около 500 единиц всех типов. Вызвано это было массовым закрыти­ем УЖД.

Продолжение следует….

Поддержите канал-поставьте лайк.