В Германии я посетила у своих детей в общей сложности минимум 12 родительских собраний в начальной школе. В гимназии мне пришлось побывать примерно на 22 собраниях, учитывая, что младшая дочь уехала, не закончив школу в Германии.
- Рада тем, кто читает впервые. Меня зовут Светлана. После 25 лет жизни в Германии наша семья вернулась назад в Россию. Сравниваю жизнь «до и после» и смотрю вперед с оптимизмом! Подписывайтесь на мой канал: « Уже не в Германии», если хочется узнать о Германии и новым взглядом посмотреть на Россию.
Родительские собрания по традиции проходят во всех школах в начале учебного года. Чаще всего проходят они очень быстро и без лишних обсуждений. Если класс только сформировался, то в начале собрания каждый родитель должен коротко представиться и рассказать, к какому ребенку он имеет отношение. Учитель не имеет права озвучить вслух ни одной личной информации о детях. До сведения родителей доносятся только общие организационные вопросы.
Для обсуждения же успеваемости и проблем два раза в год проходят родительские консультации. Вот там можно выговориться и узнать, что учитель думает о твоём отпрыске. На консультации, проходящие вместо уроков, надо заранее записаться у каждого учителя. Школа в этот день похожа на муравейник: в каждом классе сидит один или два учителя, если это два классных руководителя класса, а по школе от кабинета к кабинету снуют родители с детьми, пытаясь успеть прибежать к своему времени на другой конец школы, чтобы не опоздать на следующую консультацию.
Думаю, что проводить такие встречи с учителями – это хорошая идея. Дело в том, что в немецких школах нет электронного журнала и нет дневников, где выставляются оценки. Родитель может увидеть успеваемость лишь в тетрадях (если до него это дойдёт), ну или на основе той информации, что донесёт до него его собственный ребёнок.
Сказать, что это не очень приятно, - ничего не сказать. Я имею ввиду совершенную непрозрачность оценивания школьников.
Консультации для некоторых родителей становятся просто сюрпризами. Живёшь себе, живёшь, а потом – бац – в тетрадочке учителя, которую он носит с собой и ведёт исключительно по-своему, стоят несколько неудовлетворительных отметок.
Кроме контрольных на полугодовую и годовую оценки влияет и устная работа. Вот здесь и кроется сюрприз. «Ваш ребенок на уроке совершенно не работает устно, поэтому лучше тройки он не получит», - так может сказать учитель. Ох уж эти "тройки", которые считаются в Германии вполне себе хорошими отметками и так раздражают нас. (В Германии 6-балльная система, где "1" - это отлично, а "6" - неудовлетворительно).
То, что у школьника все контрольные написаны на "хорошо" и "отлично", никого не волнует. Как не волнует и то, что ребёнок по характеру очень спокойный и стеснительный. Отличниками становятся те, кто лезет вперёд.
Вообще, система оценивания в немецких школах мне лично кажется очень субъективной и зависящей от настроения каждого конкретного учителя.
Откровенно говоря, мной лично было пролито немало слёз от обиды за своих детей, хотя они после начальной школы пошли в гимназию и двое из них успешно её закончили. Наверное, не стоило оно моих слёз, но я была иностранкой и ничего не знала. Всё приходилось изучать методом проб и ошибок.
Обидных случаев было предостаточно, и это подтверждают многие родители, кто также, как и я, отстаивал своих детей. Скажу честно, я бы и сейчас поступила бы так же. Советую всем – не молчать, если с чем-то не согласны. Если учитель знает, что родителям не всё равно, то он будет внимательнее.
Тема работы учителя в Германии – это особая тема. Есть, конечно, много прекрасных учителей на своём месте, но очень большое количество учителей лишь отрабатывают свои часы, даже особо не напрягаясь. Причина этому одна: они чувствуют, что за свои ошибки они особо не ответят. Преобладающее количество учителей являются чиновниками со всеми полагающимися им льготами. Если учитель в чём-то провинился, то его даже уволить не имеют права. Его могут только в крайнем случае перевести в другую школу.
Не все, но многие, учителя в немецких школах очень предвзято относились к детям из русскоязычных семей. И это всё было ещё в те времена, когда отношения между странами были относительно спокойными.
А ещё в Германии мне приходилось самой проводить родительские собрания. Но это уже были приятные встречи с родителями-единомышленниками, ведь нашей общей целью было сохранение русского языка у детей. На уроки ходили те дети, чьим родителям было важно сотрудничать с учителем, чтобы максимально помочь детям в изучении языка. К тому же мне приходилось отстаивать своих учеников в школах и объяснять вполне себе образованным людям, что второй язык не только не вредит, а ещё и очень помогает в развитии.
Ну, а как же родительские собрания в России?
Я побывала на пяти собраниях в школе. Они тоже были спокойными и лаконичными. Наверное, мне повезло.
Немного шокировало меня то, что частная информация о школьниках иногда выкладывается на всеобщее обозрение.
Родительский комитет у нас тоже работает отлично. В классе подобрались интеллигентные и ответственные родители. Это не всегда так бывает.
Слышала от других, что в соседних классах на собрании родители выясняли отношения, потому что никто не хотел идти в родительский комитет. А ещё были сложные финансовые разборки.
Пролетит ещё один учебный год, и моя эпопея со школой навсегда закончится. И я уже больше не буду мамой школьников. От этого становится радостно и немного грустно. Дочь вчера сказала, что она будет ценить каждый школьный день, ведь школы в её жизни скоро уже не будет. Это мудро.
Успехов всем детям! Сил и терпения желаю всем родителям и учителям!