Какой же советский человек не любит «Спейс»? Допускаю, что немало, но я не из их числа. На этой доброй французской музыке я вырос и окреп, как меломан, так как благодаря Экаме (Дидье Маруани) я стал сторонником электронного жанра, многих его под-стилей. До сих пор жалею, что Создатель не дал мне музыкального слуха и таланта играть на клавишных инструментах.
Первой музыкой от «Спейс» для меня стали «Волшебный полёт» (“Magic Fly’, 1977) и «Освобождение» (“Deliverance”, 1978), а их третий альбом - «Просто синева» пришёл в коллекцию где-то осенью 1979 года. Мои друзья, и я вслед за ними, считали его «концертом 1979 года». Всю музыку из-за бугра мы тогда называли «концертами».
Сейчас при написании этой очень важной статьи я обнаружил, что компания Vogue выпустила "Just Blue" в 1978 году.
Исполнитель: Space - Just Blue (1978, Spacesynth, Disco, Synthpop)
Естественно, с утра до вечера я слушал бобину размером 375 м, на котором был записан этот «концерт», и понятно, с каким нетерпением ждал следующей пластинки из Франции под будоражащим юношеское воображение именем Space. Все 70-е годы над всем мировым сообществом парил ореол космической романтики. Потому что, в те времена осваивать космос не могли не только лишь все. Мало, кто мог это делать.
Где-то зимой-весной следующего года в мой город пришёл и “Deeper Zone” (1979), но это уже история для другой статьи.
Здесь надо посетовать на недостаток музыкальной информации в то время. Я даже не уверен, знали ли мои ровесники о том, что «Спейс» родом из Франции, не говоря уже об исполнителях и названиях любимых композиций.
Радовало советское ТВ, по случаю и без, использующее музыкальные куски из «Синевы» для своих передач. А однажды даже какой-то глупый фильм о штангистах был полностью пронизан «Космосом». Мы снисходительно улыбались в ответ: знаем, откуда «дровишки». На арену, впрочем, спешили не все… Да ну её, дома ждёт Space!
Совсем (или почти) всё стало ясно, когда в 1983 году к нам на гастроли приехал и сам Экама. Но эту историю я припасу для обзора Paris-France-Transit и его ап-микса.
Так о чём это я? – Да всё о том же: даже такая хорошая музыка до сих пор хранит свои секреты. Сегодня станет на один меньше, потому что я пришёл рассказать вам о том, о чём все давно мечтали узнать: как звучит "Just Blue" в космосе.
Ведь там, на верху, нет стенок и сигналы поступают ото всюду? Вот и создайте у себя дома имитацию космоса с множественными излучателями звука, хотя бы пятью.
Ещё понадобится источник – диск и правильные программы, ап-миксеры, для создания объёмного звучания в вашей вселенной.
Space "Just Blue" (1979) LP
Производство:
Composed by: Didier Marouani
Produced by: Jean-Philippe Iliesco
Arranged by: Didier Marouani and Roland Romanelli
Recorded at: The Sidney Bichet Studio, Paris, France
Engineered by: Patrick Fraigneau
Mixed by: Patrick Fraigneau and Jean-Philippe Iliesco
Art Direction and Design by: Henry Vizcarra / Gribbitt!
Illustration by: Shusei Nagaoka
Inner sleeve design: B. Monié – Photo: Sun 7 Studio
ВИА:
Didier Marouani - synthesizers, keyboards
Roland Romanelli - synthesizers, keyboards
Joe Hammer - drums
Madeline Bell – vocals
Ray Cooper - percussion, vocals
Начинаю последний отсчёт… то ли для подъёма вверх, то ли в пучины морские.
А давайте представим, что всё происходит на планете Солярис – живом и мыслящем к тому же океане.
После всех настроек я сажусь в свой звездолёт и записываю ощущения.
1. Баланс. Нет. Бас и барабаны слишком сконцентрированы в центре.
2. Статика: фронтам отведена сцена для всех, а в тылы выносятся тарелки, солирующие и рудиментарные и фоновые синтезаторы, а также вокальные пачки «а-а-а-а-а-а-а-а…». Всё вполне разумно.
3. Динамика: многочисленные подвижные и летающие даже на 90, 270 и 360 градусов звуковые эффекты. Их слышно и их много.
Как мы все уже знаем, в музыке «Спейс» чудесным образом сочетаются два основных и противоречивых жанра – spacesynth, выносящий крышу за пределы земной орбиты, и вокальный фанк-соул – funk/soul, наоборот, приземляющий нас на твердь земную. Понимание этих двух стихий и объясняет разницу в микшировании стереозвука, который и обусловил те или иные оценки.
1 - Just Blue (4:34) = 8 – ритм-секция впереди, а вокальные переклички и активные летающие эффекты оккупируют заднюю панораму, ощутимая и понятная локализация;
2 - Final Signal (4:25) = 8 – заметно возросший объём, бегающие во фронтах барабаны, перекличка вокальных «а-а-а-а» и леталки в тылах и диагоналях;
3 - Secret Dreams (4:30) = 6 – фронтальные пиано и синтезатор, с поддержкой другого синтезатора и вокала в тылах;
4 - Symphony (5:01) = 8 – окружение звуком через загрузку флангов: слева вокалы, справа – ритм-синтезатор, а в тылах переклички и переливы звуков синтезатора, яркий и дискретный «бридж»;
5 - Save Your Love For Me (5:48/6:42) = 5/6 – соул с тяжёлой ритм-секцией, которая давит с фронта, в тылах фон от синтезатора и немного летающих объектов.
6 - Blue Tears (5:42/5:38) = 7 – относительно пустующий тыл, в котором сидят дискретные тарелки, гуляет фоновый синтезатор и выручают НЛО;
7 - My Love Is Music (6:14/6:43) = 4 – тяжёлый фанковый номер с доминирующим фронтом и эхом от перкуссий в тылах.
Выводы. Мне понравился этот ап-микс тем, что он понятен, когда речь заходит о сугубо «космических» вещах». Жирные звуки синтезатора хорошо локализированы, и задействовано очень много динамических эффектов – НЛО и бегающих барабанов, что очень ценно для микса, сделанного из стерео.
Две вокальные композиции в стиле соул / фанк надо, видимо, «лечить» другим ап-миксером и тогда появится более ощутимый тыл.
И хотя средний балл – это всего лишь /аж 7, не пройдите мимо сугубо «электронных» номеров с оценками 6, 7 и 8.
В самом конце вскользь о том, что и так все знают.
- разное время воспроизведения в некоторых песнях обусловлено двумя вариантами их аранжировок. Для CD сгодился второй.
- Продвигаемый горящими амбициями Экамы, но так и не состоявшийся концерт возле Эйфелевой башни похоронил ту группу в том виде (клавишники с барабанщиком в космических скафандрах), с которого начинался «Спейс». Конфликт вокруг этого провала и последующий раскол, привели к тому, что Экама хлопнул дверью, прихватив с собой великолепнейшую певицу Мадлен Белл.
- Без них «Спейс» записывают свой «финальный сигнал» - "Deeper Zone" в 1979 году, звучание которого я также разбираю н своём канале с пятиканальной точки зрения.
- Всё и у всех с тех пор летит тартарары. Даже карьеру Экамы, изредка придумывающего проекты, типа «Париж-Франция-Транзит», назвать успешной уже нельзя.
Как бы там ни было, звезда Space и четыре её альбома осветила и согрела наши меломанские души и оставила свой неизгладимый след в культурной жизни СССР.
Диск тестировался с помощью:
Ресивер: Denon AVR-X4700H
Ап-миксер (up-mixer): Music: Multi-Chanel Stereo
Σ = 7
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 34 серия: Space "Deeper Zone" (1979)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 30 серия: Space "Magic Fly" (1977)
Jean Michel Jarre "AERO" DTS 5.1: Как я понял, что у меня 5 ушей
Ambra "Honour & Glory" DTS, SACD 5.1: Очарование звука и природы
Isao Tomita "Firebird" SACD 4.0: Quadra-тная Жар-птица
Tangerine Dream "Phaedra" Blu-ray 5.1: Федра или «Пурга в Арктике»
Schiller "Leben" SACD 5.1: Жизнь в релаксе
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 8 серия: Jean Michel Jarre "Oxygene 7 - 13" (1997)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 9 серия: Vangelis "Albedo 0.39" (1976)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 15 серия: Bluchel & Von Deylen "Mare Stellaris" (2004)
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!