Найти тему
The art of Psy

Самые распространенные ошибки мышления: анализ, примеры, способы преодоления

Оглавление

О когнитивных ошибках написано очень много и, кажется, еще одна статья может показаться лишней. Поэтому, мне бы хотелось не просто дать их описание, повторив уже известное, но также сделать анализ с примерами из психотерапевтической работы с моими клиентами (пациентами) и предложить стратегии по преодолению этих ментальных искажений.

-2

При описании когнитивных искажений я буду опираться на список из руководства Джудит Бек «Когнитивная терапия: Полное руководство».

1. Катастрофизация.

-3

События в будущем оцениваются как исключительно негативные. Другие варианты развития событий не рассматриваются.

Примеры.

  • У меня наверное рак мозга! (Пациентка испытывает длительные головные боли).
  • Меня точно уволят! (человек опаздывает на работу)
  • Если меня уволят я потом не найду себе работу и умру с голоду!
  • Если я разведусь, то уже никому не буду нужна и останусь одна!

Почему это ошибка?

Жизнь не может быть однозначно ужасной - она многогранна и состоит из неприятного и приятного, нейтрального, предсказуемого, непредсказуемого, мало предсказуемого, хорошо предсказуемого, контролируемого и неконтролируемого и т.д. Кроме того, для однозначного развития негативного сценария необходимы объективные предпосылки. Объективные - значит основанные на фактах, а не на вашей убежденности или вере.

Как с этим работать?

  • Проанализировать все сценарии: наихудший, наилучший, реалистичный.
  • Проанализировать объективные факты, поддерживающие каждый из трех сценариев.

2. Черно-белое (дихотомическое, полярное) мышление.

-4

Оценка ситуации с позиции "Все или ничего"/"Или ... или ...". Третьего не дано! Человек не видит полутонов, нюансов, вариантов, оценивая все полярно "хорошо - плохо", "счастливчик - неудачник", "умный - глупый" и т.д.

Примеры

  • Если я не сдам экзамены, то я неудачница!
  • Если меня не возьмут на эту работу, то я глупый.
  • Если я совершаю ошибки в работе, то я плохой специалист.

Что не так с черно-белым мышлением?

Окружающая действительность объективно сложнее, чем нам представляется. Она многогранна и для ее описания не достаточно простых дихотомий, наподобие "хорошо - плохо".

Как с этим работать?

  • Попробуйте допустить, что при оценке ситуации/человека/его поступков могут быть другие интерпретации, суждения
  • Изучите внимательно все аспекты, характеристики негативных событий, проблемы, человека, поступков и т.д
  • Попробуйте заменить категоричные оценочные слова на менее категоричные

Например

-5

- Даже если допустить, что вы не достаточно готовы к чему-либо/недостаточно опытны/проявили слабость, означает ли это, что вы всегда будете такими?

- Кто определяет плохость/глупость/удачливость и т.д. (Министерство Глупости, Департамент Удачливости? и т.п.)

- Что это за "линейка" (или, может прибор такой - глупометр, плохометр, удачеметр?) и почему у него всего два деления?

- Откуда у вас эти чудо приборы?

3. Обесценивание (или преуменьшение) позитивного/преувеличение негативного

-6

Положительные стороны ситуации, успехи, способности, качества не принимаются во внимание! Любые положительные аспекты расцениваются как случайные, незначительные ("Просто повезло").

Примеры.

  • Да, я закончила вуз. Сейчас любой дурак так сможет!
  • Да, я закончила проект, но это все благодаря везению!
  • Я сдал экзамен потому, что он был легкий!
  • Да, я хорошо выступил, но другие лучше!
  • Я занял 5 место в конкурсе эссе. Значит я средних способнстей.
  • Я занял 1 место в конкурсе эссе, но это не говорит о том, что я умный.

Как с этим справляться?

- см. пункт 2 ("Черно-белое мышление)

- Составьте письменно на бумаге список своих достижений (за год, 5 лет, всю жизнь)

- Вспомните, какой ценой, какими усилиями дались вам эти достижения!

4. Эмоциональное обоснование

-7

Убежденность в чем-либо просто потому, что вы "так чувствуете" и не можете чувствовать иначе! Никакие рациональные доводы не принимаются.

Почему это ошибка?

Без комментариев!

Как с этим работать?

- Заметьте, что вы стоите на позиции чувств, что чувства мешают вам воспринимать ситуацию рационально с учетом объективных фактов!

- Попробуйте выразить эмоции на бумаге.

- Попробуйте сменить фокус восприятия и представить, что у кого-то из ваших друзей аналогичная проблема. Как бы вы помогли ему/ей разобраться в ситуации с рациональной точки зрения?

- Представьте, что прошло много времени и вы вспоминаете эту проблему? Что вам помогло отсоединиться от эмоций и чувств и решить эту проблему рационально?

5. Навешивание ярлыков

-8

Оценка себя и окружающих людей с помощью клише, устойчивых вербальных средств, как правило, имен существительных с эмоциональным оттенком.

Примеры.

"Душнила", "Неудачник", "Бездарь", "Зануда" и т.д.

Что не так с ярлыками?

Личность, характер любого человека это сложное социальное, культурное и духовное явление и не может объясняться, измеряться простыми эмоционально-оценочными категориями. Ярлыки несут в себе категоричность, подразумевая неизменность поведения человека в ваших глазах. Наклеивая ярлык на другого, человек как бы говорит: "Ты мне понятен! И я могу тебя определить с помощью готового клише!". Тенденция мыслить ярлыками говорит о проблемах с принятием, недостатке когнитивной гибкости, личностной незрелости и т.д.

Ярлыки делают наше мышление обедненным, примитивным, выхолощенным. Кроме того, поскольку ярлык предполагает абсолютную ПОНЯТНОСТЬ другого человека - отсутствует необходимость его изучать, пытаться понять его ценности и смыслы и лишает нас возможности получать новый опыт, расширять видение мира в его сложности, многогранности, противоречивости.

Как перестать наклеивать ярлыки на себя?

См. пункт 2 ("Черно-бело мышление")

Как перестать наклеивать ярлыки на других?

Для начала важно осознать склонность к навешиваю ярлыков, признать ее в себе и быть готовым с ней работать.

При работе с привычкой мыслить ярлыками очень полезно стараться рефлексировать эмоции/чувства, которые побуждающие вас это делать в данный конкретный момент? Постарайтесь присмотреться к человеку и увидеть что-то еще, кроме ярлыка: постарайтесь понять причины его поведения. Наконец, допустите, что этот человек может быть для вас непонятен.

И последнее. Вспомните, как кто-либо в прошлом наградил вас ярлыком! Что вы почувствовали?



6. «Чтение мыслей»

-9

Убежденность в том, что человек знает, о чем думают и что чувствуют окружающие.

Примеры.

  • Начальник думает, что я идиотка!
  • Свекровь меня ненавидит! Она думает, что я не самый лучший выбор для ее мужа!
  • Препод считает меня глупым!

Как с этим работать?

  • Допустите, что вы можете не знать, чем думает, что чувствует человек.
  • Какие есть альтернативные варианты мыслей/чувств другого человека относительно вас?



7. Сверхобобщение (сверхгенерализация)

-10

Иногда мы делаем выводы о чем-либо лишь на основе одного или нескольких случаев.

- Человек после собеседования "Это было ужасное собеседование. Я совершенно не умею вести себя в таких ситуациях"

- Пациентка не решается начать принимать фармпрепараты потому, что у ее знакомой были довольно побочные эффекты на него.

- Все женщины меркантильны!

- Все мужчины похотливы!

- Человек решает не покупать билет определенной авиакомпании потому, что недавно разбился самолет этого авиаперевозчика.

- Я никому не нужна!

- Всем от меня нужны только деньги!

Как преодолевать?

- Вспомните случаи, противоречащие вашему убеждению

- Какие доводы/факты вы могли бы привести, чтобы подвергнуть сомнению ваше убеждение?



8. Персонализация

-11

Убежденность в том, что негативные события, поведение других людей, их отношение к вам

а) направлены против вас

б) происходят из-за вас

Т.е. человек видит себя как причину произошедшего, не принимая во внимание другие объективные факторы.

- Из-за меня мы не закончили проект!

- Это я виноват в смерти пациента!

- Коллеги стали меньше со мной общаться из-за моего конфликта с начальником!

- Свекровь стала приносить нам готовую еду из-за того, что я плохо готовлю!

Почему это может быть ошибка?

Негативные события могут происходить по разным причинам, в том числе в какой-то степени из-за вашего участия. Однако, вы не можете быть единственной причиной происходящего. Как правило, у всех событий многофакторная природа.

Как с этим работать?

Задайте себе вопрос:

- Какие объективные факты подтверждают мое убеждение?

- Что еще могло повлиять на негативных ход событий/отношение ко мне и т.д?



9. Долженствование

-12

Убежденность в том, что вы, а также окружающие вас люди должны вести себя каким-то образом. Иногда долженствование относится к ситуациям, неодушевленным предметам. Долженствование может выражаться в отрицании - в виде требования (Ты/он/я Не должен... !). Альберт Эллис саркастично шутил на тему долженствования с помощью игры слов, называя это когнитивное искажение MUSTurbation))) ("должнанизм").

  • Я должна быть идеальной матерью!
  • Женщина на сессии: "Муж должен всегда меня поддерживать! Иначе, зачем тогда наш брак вообще нужен!"
  • Я не должен совершать ошибок!
  • Мужчины не должны плакать/женщины должны быть всегда нежными и женственными (и пахнуть розами)!
  • Человек восклицает "Ну он (поезд) же должен был прийти по расписанию!"

Что не так с долженствованием?

Говоря об ошибке долженствования речь не идет об отрицании ответственности и чувства долга. Здесь речь идет о том, что долженствование не может быт абсолютным и безоговорочным. Кроме того, в социуме существуют разные виды долженствования. Социо-культурные и формальные. Социо-культурные "долженствования" основаны на ожиданиях, социальных и культурных стереотипах, представлениях о должном и отражают ожидания людей к исполнению ролей и отыгрыванию сценариев, предписанных ситуацией. В этом случае долженствование становится ошибкой, если представляет из себя нереалистичное требование к кому-то или к себе! Формальные долженствования регулируется юридически, но даже они предполагают форс-мажоры!

Как перестать долженствовать другим?

- Заметьте проявление долженствования и постарайтесь оцените несколько моментов

а) Кому вы "должны"?

б) Тот, кому вы "должны" как-то дает вам это понять?

- Возможно ли, что ваше долженствование является

а) манипуляцией вами?

б) вашей привычкой угождать другим?

в) вашим субъективным убеждением?

- Что произойдет, если вы откажетесь от долженствования?

- Попробуйте заменить "Я должен" на "Я хотел бы.../Мне бы хотелось"

Как перестать долженствовать самому себе?

- Заметьте, что вы выдвигаете требования к себе?

- Допускаете ли вы, что ваши требования к себе завышены?

- Какие объективные данные говорят о том, что ваши требования к себе завышены?

- Возможно ли, что ваши требования к себе транслируют мнения/требования кого-то другого?

Как перестать требовать от других?

- Заметьте, что вы выдвигаете требования к другим!

- Какие у вас есть объективные основания для этих требования?

- Возможно ли, что в ваших требованиях выражаются лишь пожелания, но вы их оформляете как требования?

- Попробуйте заменить "Он/Она/они должен/должна/должны" на "Я хотел бы.../Мне бы хотелось, чтобы он/она/они ..."

10. Туннельное мышление

-13

Обращение внимания только на те аспекты ситуации, которые согласуются с убеждениями, представлениями, верованиями человека, его картиной реальности. Все остальные аспекты отбрасываются.

Примеры.

- Пациент, мужчина средних лет, не считает, что не существует депрессии как заболевания, а есть лень и грех уныния.

- Женщина отказывается принять объяснение ее проблем с репродуктивной функцией родовым проклятием и с трудом рассматривает другие способы объяснения.

- Клиент высказывает сомнение в том, что гипноз является научно обоснованным методом психотерапии, поскольку читал много негативных статей на эту тему.

11. Непереносимость фрустрации.

-14

Оценка своих сил совладать с како-то проблемой как недостаточных. Часто выражается в восклицаниях "Это невыносимо!", "Я этого не переживу!", "Нет никаких больше сил!", "Я больше не могу!" и т.д.

Как с этим справляться?

- Какие у вас есть ресурсы (ментальное здоровье, физические, материальные возможности, родственные, социальные связи, опыт жизненные и профессиональны и т.д.) чтобы справиться с ситуацией?

- Как вы раньше справлялись с подобными ситуациями?

- Как с такими ситуациями справлялись ваши знакомые/друзья?

- Если бы к вам обратился ваш друг/подруга, как бы вы помогли ему/ей справиться с этой ситуацией, что бы порекомендовали?



Сравнение когнитивных ошибок

Нетрудно заметить, что почти половина ошибок очень похожи друг на друга и их можно обобщить до более абстрактных типов когнитивных процессов. Так, например, катастрофизация, черно-белое, туннельное мышление преувеличение (или наоборот, минимизация) имеют схожий механизм пристрастной избирательности, фокусировки на отдельных аспектах, без попытки воспринять всю картину целостно. Кроме того, зачастую, многие наши оценки возникают в связке - параллельно или же одна ошибка вытекает из другой. А иногда, вообще сложно понять, что лежит в основе и требуется детальный анализ.

Например.

  • Сверхобобщение и катастрофизация: женщина делает возврат билета после просмотра новостей об авикатастрофе "Я не полечу этой авикомпанией. Какой ужас! Я точно разобъюсь"
  • Сверхобобщение и эмоциональное обоснование: "Все врачи циничны". В этом случае в основе есть как чрезмерно обобщенная переоценка своего негативного опыта общения с врачами, так и использование своих негативных эмоций как подтверждение своей убежденности.
  • Негативный фильтр + навешивание ярлыков + персонализация. Пример. Клиентка пригласила в гости коллег и приготовила для них ужин. Она, по ее мнению, немного пересолила одно из блюд. На сессии c психологом презрительно назвала себя неумехой. Весь вечер она переживала из-за этого и "читала" на лицах гостей разочарование и недовольство
  • Персонализация + чтение мыслей. Пример. Молодая врач думает, что ее пациентка не пришла на прием из-за неосторожных слов, сказанных на прошлой встрече. Доктор позволила себе высказать озабоченность курением девушки ("Она подумала, что бестактная и непрофессионал! Она не пришла из-за меня!").

Почему так трудно менять свои когнитивные привычки?

Людям в целом сложно признавать свои ошибки. А некоторым вообще крайне сложно приблизиться даже мысленно к возможности их анализировать, поскольку это требует признания "своих слабостей" и, поэтому, закономерно, вызывает сопротивление, отрицание, а в ситуации психотерапии может вызвать особо острую агрессию по отношению к терапевту.

Другой причиной может быть травматический опыт прошлого. Так, например, одна моя клиентка демонстрировала в своих высказываниях долженствование и эмоциональное обоснование: "Я должна быть идеальной матерью!". Попытки переоценки этого убеждения не приводили к успеху. Клиентка отказывалась от анализа убеждения, была не готова привести контраргументы (Почему нельзя быть всегда идеальной матерью). В основе этого долженствования лежал сильный комплекс эмоций, связанный с собственным неблагополучным детством. Отсюда и нежелание клиентки рассматривать возможность снижения категоричности убеждения. Таким образом, в основе долженствования лежало эмоциональное обоснование и оно же мешало ходу терапии! К счастью, постепенно сопротивление было преодолено и изначальное убеждение было переформулировано на менее категоричное.

Анализ собственных когнитивных оценок, помимо желания измениться, требует мужества и готовности признать свое несовершенство!