Случалось ли вам внутренне соглашаясь говорить с человеком, которого давно нет в живых? К ним можно отнести и писателей прошлого (далёкого и не очень).
«Silentium» мы вслед за Тютчевым переводим как «молчание», а у этого слова есть ещё два значения – «тишина» и «безмолвие».
Андрей Битов в одном из своих эссе обыгрывает слово «silentium» говоря об искусстве :
Тишина. Однажды я подумал, что никакой тишины не было, пока не родилась музыка: на границе шума и безмолвия.
Искусство не может быть безмолвным, утверждает Битов. Вспомните фильмы об архитектуре. Удачное музыкальное сопровождение помогает создать настроение города, чувства любования, восхищения шедеврами зданий. Не случайно существует выражение – «музыка в камне»
Молчание живописи тоже можно назвать условным : портреты, пейзажи, даже натюрморты бывают говорящими и рассказывают очень много внимательному зрителю.
Особое место в этом ряду принадлежит фотографии.
…Фотография. Которая так скромно простояла в тени прочих муз, что внезапно оказалась не только мастерством, но и искусством.
Тишина – муза фотографии.
Если мгновение так и не удалось остановить (Фауст), то его удалось заставить умолкнуть.
Как славно замирали наши дедушки и бабушки, чтобы мы могли их разглядывать с ласково-снисходительным недоумением…
Будто слышим всплеск фотовспышки или жужжание сработавшего затвора. Лёгкое потрескивание тишины.
Всё-таки стрельба в упор. По объекту или по времени?
(Андрей Битов, «Молчание Питера». Санкт-Петербург, 10.11.1998 г.)
В этом фрагменте эссе Битова можно выделить два вектора: один связан с тем, что фотография стала частью повседневного быта благодаря появлению фотокамер в смартфонах, а второй с запечатлённой памятью.
Сегодня многие постоянно обмениваются снимками, многие начинают заниматься фотографией целенаправленно (техническом плане это стало очень доступно). Переходит ли количество в качество? Можно ли считать любителей селфи - художниками, а фотографию ещё одним видом искусства? — вот это большой вопрос.
Несомненно, многое зависит от того, кто фотографирует. Неслучайно ведь появились такие понятия, как «любительское фото» и «художественная фотография».
Многие начинающие фотографы отдают предпочтение портретам. Может, им кажется, что портретный жанр наиболее простой и лёгкий, может просто хочется запечатлеть себя и близкого человека. Но факт остаётся фактом: репортажное фото, где необходима удачливость в «охоте» за быстротекущими мгновениями жизни, важен пейзаж, выразительность ландшафта, на фоне которого происходит запечатлённое действие – ценится зрителем выше. И всё же в мире великое множество фотографов-репортёров и единицы выдающихся портретистов.
К выдающимся фотографам - портретистам, конечно же, относится Моисей Соломонович Наппельбаум (1869-1958 гг.) О его жизни и творчестве можно узнать в его книге «От ремесла к искусству» (изд. «Рипол», 2017 г) и книге «М. Наппельбаум. Избранные фотографии» (изд. «Планета», Москва, 1985 г.)
Моисею Соломоновичу Наппельбауму принадлежат известные многим еще со школы фотопортреты Есенина, Маяковского, Пастернака, Горького, Чуковского, Эйзенштейна и многих-многих других писателей, артистов, учёных и политиков. Все его портреты выполнены в монохромной технике. Черно-белая фотография обладает неоспоримой способностью передавать эмоции и настроение так, как цветные фотографии просто не могут. Монохромные фотографии позволяют зрителю сосредоточиться исключительно на лице и чувствах, которое оно вызывает.
Коллеги фотографы называли его работы неправильными. Он использовал в качестве выразительного средства светотень, как на полотнах Рембрандта, герои которого так реалистичны благодаря распределению на их фигурах света и теней.
Фотографы, современники Наппельбаума, использовали в своей работе не менее трёх источников света, Моисей Соломонович только один, но мощный – лампу в 1000 ватт. От этого в лицах его героев чувствовалось какое-то внутреннее горение, огромное обаяние, особая исключительность.
Рассматривая фотопортреты Наппелбаума, каждый может почувствовать человека, изображённого на нём, прочесть его характер. Очень хотелось пометить портрет В.М. Бехтерева, но не нашла ☹. Помещаю другие … микс 😊
Прав всё-таки А. Битов: «Искусство не может быть безмолвным», а искусство фотографии особенно.