Найти тему

Может ли быть безмолвие музой? О фотографии

Современный художник А.В. Сычёв, пейзаж
Современный художник А.В. Сычёв, пейзаж

Случалось ли вам внутренне соглашаясь говорить с человеком, которого давно нет в живых? К ним можно отнести и писателей прошлого (далёкого и не очень).

«Silentium» мы вслед за Тютчевым переводим как «молчание», а у этого слова есть ещё два значения – «тишина» и «безмолвие».

Андрей Битов в одном из своих эссе обыгрывает слово «silentium» говоря об искусстве :

Тишина. Однажды я подумал, что никакой тишины не было, пока не родилась музыка: на границе шума и безмолвия.

Искусство не может быть безмолвным, утверждает Битов. Вспомните фильмы об архитектуре. Удачное музыкальное сопровождение помогает создать настроение города, чувства любования, восхищения шедеврами зданий. Не случайно существует выражение – «музыка в камне»

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

Молчание живописи тоже можно назвать условным : портреты, пейзажи, даже натюрморты бывают говорящими и рассказывают очень много внимательному зрителю.

Фото из альбома "Абстрактные композиции",
Фото из альбома "Абстрактные композиции",

Особое место в этом ряду принадлежит фотографии.

…Фотография. Которая так скромно простояла в тени прочих муз, что внезапно оказалась не только мастерством, но и искусством.
Тишина – муза фотографии.
Если мгновение так и не удалось остановить (Фауст), то его удалось заставить умолкнуть.
Как славно замирали наши дедушки и бабушки, чтобы мы могли их разглядывать с ласково-снисходительным недоумением…
Будто слышим всплеск фотовспышки или жужжание сработавшего затвора. Лёгкое потрескивание тишины.
Всё-таки стрельба в упор. По объекту или по времени?
(Андрей Битов, «Молчание Питера». Санкт-Петербург, 10.11.1998 г.)

В этом фрагменте эссе Битова можно выделить два вектора: один связан с тем, что фотография стала частью повседневного быта благодаря появлению фотокамер в смартфонах, а второй с запечатлённой памятью.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Сегодня многие постоянно обмениваются снимками, многие начинают заниматься фотографией целенаправленно (техническом плане это стало очень доступно). Переходит ли количество в качество? Можно ли считать любителей селфи - художниками, а фотографию ещё одним видом искусства? — вот это большой вопрос.

Несомненно, многое зависит от того, кто фотографирует. Неслучайно ведь появились такие понятия, как «любительское фото» и «художественная фотография».

Многие начинающие фотографы отдают предпочтение портретам. Может, им кажется, что портретный жанр наиболее простой и лёгкий, может просто хочется запечатлеть себя и близкого человека. Но факт остаётся фактом: репортажное фото, где необходима удачливость в «охоте» за быстротекущими мгновениями жизни, важен пейзаж, выразительность ландшафта, на фоне которого происходит запечатлённое действие – ценится зрителем выше. И всё же в мире великое множество фотографов-репортёров и единицы выдающихся портретистов.

К выдающимся фотографам - портретистам, конечно же, относится Моисей Соломонович Наппельбаум (1869-1958 гг.) О его жизни и творчестве можно узнать в его книге «От ремесла к искусству» (изд. «Рипол», 2017 г) и книге «М. Наппельбаум. Избранные фотографии» (изд. «Планета», Москва, 1985 г.)

Моисей Соломонович Наппельбаум
Моисей Соломонович Наппельбаум

Моисею Соломоновичу Наппельбауму принадлежат известные многим еще со школы фотопортреты Есенина, Маяковского, Пастернака, Горького, Чуковского, Эйзенштейна и многих-многих других писателей, артистов, учёных и политиков. Все его портреты выполнены в монохромной технике. Черно-белая фотография обладает неоспоримой способностью передавать эмоции и настроение так, как цветные фотографии просто не могут. Монохромные фотографии позволяют зрителю сосредоточиться исключительно на лице и чувствах, которое оно вызывает.

Коллеги фотографы называли его работы неправильными. Он использовал в качестве выразительного средства светотень, как на полотнах Рембрандта, герои которого так реалистичны благодаря распределению на их фигурах света и теней.

Фотографы, современники Наппельбаума, использовали в своей работе не менее трёх источников света, Моисей Соломонович только один, но мощный – лампу в 1000 ватт. От этого в лицах его героев чувствовалось какое-то внутреннее горение, огромное обаяние, особая исключительность.

Всеволод Мейерхольд
Всеволод Мейерхольд
М.В. Фрунзе
М.В. Фрунзе

Рассматривая фотопортреты Наппелбаума, каждый может почувствовать человека, изображённого на нём, прочесть его характер. Очень хотелось пометить портрет В.М. Бехтерева, но не нашла ☹. Помещаю другие … микс 😊

-8

Прав всё-таки А. Битов: «Искусство не может быть безмолвным», а искусство фотографии особенно.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц