Сегодня обсудим такую интересную тему как нейродивергенция и разберёмся в том, что такое расстройство аутистического спектра (РАС) и высокофункциональный аутизм.
Хотя первые данные об аутизме мы можем найти ещё в XVI веке, изучать в научных кругах этот феномен стали только в начале-середине XX века. Швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 г. описал аутизм как синдром шизофрении, а как отдельное явление (преимущественно детский аутизм) его начали рассматривать только с 1938 г.
Сейчас же в МКБ-11 существует отдельный раздел «расстройства аутистического спектра», где психиатры пытаются описать весь спектр возможного проявления этого расстройства.
Рассмотрение некоторых особенностей работы нервной системы как нейроразнообразие – довольно молодой подход в психологии и психиатрии. В 1997 году Харви Блюм использовал термин «неврологический плюрализм», которым он описывал основы нейроразнообразия. Позже термин нейроразнообразие, сформулированный Джуди Сингер и стал основным в этом подходе. В одном из интервью она описала себя как «вероятно где-то в аутистическом спектре».
Позже нейродивергенцию распространили не только на аутизм, но и на такие расстройства как СДВГ, дислексия, диспраксия, синдром Туретта и даже более серьёзные расстройства по типу биполярности, шизофрении, диссоциативного расстройства личности и т.п.
Стоит, однако отметить, что такой подход часто критикуют за его обширность и размытость формулировок. Но всё же он концептуально даёт взглянуть на расстройства не как на однозначное клеймо, но как на сложный спектр особенностей нервной системы человека.
Но разберёмся для начала в значениях терминов. В подходе нейроразнообразия часто используются термины нейротипия и нейродивергенция.
Нейротипичный – это характеристика индивида, которая относится к кому-либо, чьи функции мозга и поведение считаются социально приемлемыми и статистически стандартными. Нейротипичные люди могут понятия не иметь, что они попадают в эту категорию, если эта тема никогда раньше не поднималась в обсуждении.
Нейродивергенция – это термин, обозначающий людей, чей мозг функционирует одним или несколькими способами иначе, чем считается стандартным. Существует множество разнообразных способов проявления нейродивергенции, начиная от очень тонких способов, которые большинство людей никогда бы не заметили, и заканчивая более очевидными способами, которые приводят к тому, что человек думает, чувствует и ведет себя иначе, чем принято в нашем обществе.
В частности, в последнее время стала популярна тема высокофункционального аутизма, как той части расстройств аутистического спектра, которая затрудняет жизнь человека, но не является тяжёлой патологией. Рассмотрим, в чём же особенности и трудности людей с высокофункциональным аутизмом. Это, конечно же, не все из них, но мы выделим несколько.
Отметим, что это, в первую очередь, психические особенности. То есть особенности самой нервной системы. Потому они врождённые и, скорее всего, генетически наследуемы. Люди с высокофункциональным аутизмом не могут изменить себя: своё поведение и мировосприятие (хотя могут весьма ограниченно корректировать). И из-за этого сталкиваются с большими трудностями.
Так, наиболее частой проблемой является то, что из-за особенностей строения нервной системы люди с высокофункциональным аутизмом оказываются неспособны к эмоциональной эмпатии. Нередко им даже непонятны общественно принятые ритуалы по типу романтических вечеров и пикников. Или же они просто не могут получить такого эмоционального впечатления от них в отличие от нейротипичных людей. Люди с аутизмом научаются эмпатии и тонкостям социальных взаимодействий. Если нейротипик налету может считать посланное ему подмигивание, то человеку с аутизмом придётся осознать произошедшее, соотнести актуальную ситуацию и её контекст с подмигиванием и сделать логическое предположение о том, что это подмигивание может значить.
Некоторые считают, что люди с аутизмом «неполноценные», так как не могут пользоваться эмоциональной эмпатией, но это совсем не так. Да, с определённой долей усилий, но люди с высокофункциональным аутизмом вполне успешно взаимодействуют с другими, научаясь формам поведения и общественным правилам и ритуалам. Они зачастую просто заучивают, что означает каждый жест и как нужно себя вести в той или иной ситуации. А в межличностном общении используют рациональную эмпатию. То есть пытаются логически догадаться о том, что чувствует или думает человек напротив.
По этим причинам людям с аутизмом часто необходимо время чтобы обработать информацию и уже потом отреагировать и дать ответ.
Другой особенностью людей с аутизмом являются стереотипии. Стереотипии – это бессмысленные повторяющиеся действия или высказывания. С нейротипиками тоже нередко случается так, что они непроизвольно стучат ногой по полу, грызут ручку и т.п. Но в случае с нейротипиками такое поведение преследует какую-то цель. Чаще всего – успокоить себя монотонными движениями, достигнуть эмоциональной разрядки. И нейротипики могут легко прекратить эти действия, если на них указать. Для людей с аутизмом такое поведение вызвано, опять же, особенностями нервной системы и заставить себя прекратить стереотипию – очень трудная и неприятная для них задача.
Иногда, стереотипии не зациклены на одном конкретном действии и «разрастаются» до целой цепочки действий – ритуалов. И человек с аутизмом иногда просто не может продолжить функционировать (например, лечь спать) пока не выполнит свой ритуал.
Ещё одна особенность заключается в фиксациях на чём-то. Это может быть как вид деятельности, так и просто какой-либо образ. Некоторые фиксируются на рисовании контурных карт и планов городов, другие – на животных или каком-то цвете. Такие фиксации могут длиться годами или десятилетиями и после сменяются на что-то другое. С этим же связана (хотя чаще при синдроме Аспергера, чем при высокофункциональном аутизме) высокая эффективность людей с аутизмом в той или иной сфере деятельности, на которой они фиксированы. Также люди с высокофункциональным аутизмом (но чаще при синдроме Аспергера) имеют показатели IQ значительно выше среднестатистических.
Люди с аутизмом также часто высокочувствительны и тревожны. Из-за этого их особенности нередко сопровождаются расстройствами по типу депрессии, генерализованного тревожного расстройства и т.п. Они не любят громких звуков, большого скопления людей, быстро меняющихся деталей и обстановки вокруг себя. Однако, это совсем не значит, что люди с высокофункциональным аутизмом – обязательно интроверты, любящие только уединение. Среди них вполне можно найти и экстравертов, любящих интересное общение в компании. Однако, они очень быстро устают от этого (вспоминая их особенности межличностного общения).
Сейчас не существует не только лечения, позволившее бы освободиться от этих трудностей, но даже понимания причин возникновения особенностей людей с аутизмом. Однако, современная психология и психиатрия успешно помогает людям с аутизмом. В частности, для высокофункциональных аутистов – это терапия, направленная на научение социальному взаимодействию, самопониманию и самоконтролю. Также психологи помогают этим людям с их чувством тревожности, одиночества, неполноценности и другими проблемами.
Надеемся, что этот материал позволит Вам лучше понять людей с расстройством аутистического спектра и если Вы встретитесь с ними в своей жизни, то будете знать об их особенностях и сможете выстроить с ними комфортное взаимодействие в обе стороны.
А сталкивались ли Вы с людьми с РАС? Или может быть Вы сами к ним относитесь? Поделитесь в комментариях своим опытом того, как сделать взаимодействие с ними эффективнее и комфортнее.
© Максим Гафаров, специально для медиа ресурса "Психоложка"
Если вам интересно почитать новые статьи про нейропсихологию — милости просим в наш канал. Мы разбираем психологию в любых проявлениях: в искусстве, в реальной жизни и с точки зрения науки. Напишите в комментариях, нравится ли вам такая рубрика в психологическом проекте? Что еще помимо аутизма разобрать в следующий раз?