Найти тему
Психолог Марина Володина

Помогаем клиенту справиться с тревогой

Реальности сегодняшнего дня – повышенный уровень тревожности. Каждый третий респондент проводимых опросов заявляет о том, что часто испытывает чувство тревоги. Половина обращений за психологической помощью связаны с этой проблемой, хотя её причины и проявления могут быть достаточно разнообразны.

По мнению Зигмунда Фрейда, «проблема тревоги является узловой точкой многих важнейших вопросов; разрешение разгадки тревоги прольёт поток света на всю психическую жизнь человека». Но психологу не всегда стоит уходить глубоко в корень проблемы, особенно, если запрос клиента конкретен: «Хочу перестать тревожиться!». В этом случае нужно помочь человеку справиться со своим эмоциональным состоянием. Одним из эффективных направлений коррекции тревожности является когнитивно -поведенческая терапия. КПТ фокусируется на изменении установок и улучшении эмоциональной регуляции посредством формирования личной стратегии совладания с ситуацией.

Если упрощённо представить алгоритм работы с «тревожным» клиентом, получается следующее:

1. Распознаём автоматические мысли и привычные установки.
2. Ищем причины их появления.
3. Корректируем установки и паттерны поведения.

Первый этап – самый сложный, потому что нужно выявить мысли, порождающие тревогу. Сложность в том, что сама тревога тоже порождает негативные мысли, но они уже не причина, а следствие. В анализе помогает запись своих мыслей.
Например: «Я постоянно переживаю за детей. Звоню им несколько раз в день. Если не отвечают, схожу с ума от страха».

  • Отделяем эмоции: «Я ощущаю страх, неуверенность, бессилие, тревогу, растерянность и т.д.».
  • Определяем уровень выраженности эмоций по шкале от 0 до 10 (или от 0 до 100).
  • Выделяем причину возникновения эмоций: «Если нет ответа, я думаю, что с детьми что-то случилось» или «Я считаю, что дети ещё не умеют без меня справляться с проблемами» (возможны другие варианты).



Записывая свои мысли, клиент учится конкретизировать свою тревогу. Если делать это регулярно, то появляется привычка анализировать содержание своих мыслей.

  • Начинаем работать с выявленной мыслью: анализируем её и ищем контраргументы (факты, опровергающие возникшую мысль).
    «Чем можно объяснить, что ребёнок не отвечает на звонок? Он занят делом, оставил телефон в сумке, выключил громкость, не слышит звонка из-за посторонних шумов…». Определите достоверность старой и новой мысли по шкале от 0 до 10 (или от 0 до 100). У какой мысли выше степень доверия? Если вы тщательно проанализировали, то у новой она будет выше.
  • Меняем старую мысль на новую. Смысл этого этапа – создать адаптивную установку, сохранив и укрепив ресурсы клиента. Для этого нужно обязательно дополнить сформулированную мысль продуктивными действиями.
    «Если дети не отвечают на мой звонок, значит, они заняты или не слышат. Я могу написать смс, чтобы они перезвонили».
    Результатом этого этапа является также изменение каких-то моделей поведения или подбор новых способов коммуникации. «Я договорюсь с детьми, чтобы они присылали мне смс, когда придут в школу (выходят из школы, приедут на место и т.д.)». «Я ещё раз проговорю с детьми, как они будут действовать в сложных ситуациях». Со взрослыми детьми можно договориться о времени ежедневного или еженедельного звонка. В случае возникновения тревожного состояния нужно придумать, чем себя занять, чтобы переключиться.



Часто тревожные мысли провоцируются негативными установками: «Мир жесток и опасен», «Вокруг одни бандиты», «Сегодня никто никому не нужен», «Я – неудачник», «Ничего хорошего уже не будет». Чтобы поменять установку, нужно больше времени, но алгоритм работы тот же. Главное – видеть цель (заменить негативные мысли на позитивные или просто реалистичные) и настойчиво к ней идти.