Найти в Дзене
Записки злого юриста

"С 1 сентября": новые правила для школьников и поводы для конфликтов с родителями

Оглавление

Поздравляю всех причастных и одновременно сочувствую. 1 сентября - это второй праздник со слезами на глазах, а после нововведений предвижу, что слёз будет больше, чем праздника. Не успела начаться учёба - в нашей школе уже возникла пара конфликтов. И это только начало. Обсудим новые правила?

Телефоны учителю на стол

Первое возмущённое бурление школьной общественности по поводу запрета телефонов на уроках возникло ещё в прошлом году. Повод, как обычно, кроется в деталях.

Депутаты сказали, что телефонами НА УРОКАХ пользоваться нельзя. И в законе так и написали: запрет касается только образовательного процесса. И даже Минпросвет особо указал, что о запрете иметь при себе телефон речи не идёт, а говорится лишь о запрете использовать их во время урока.

Но школы увидели то, что жаждали увидеть, и их уже было не остановить.

В нашей школе директор собрал педагогов и потребовал организовать в классах ящички-коробочки: туда дети должны сдавать свои гаджеты на время урока. Учителя спрашивают: а кто будет нести ответственность за эти телефоны, пока они в ящичках-коробочках? Куда их прятать, запирать? Что делать, если ученик отказывается сдавать телефон в ящичек-коробочку? На что ссылаться, когда придёт разгневанный родитель и потребует объяснений, на каком основании его сыночку (дочечку) лишили права собственности?
Директор ответил витиевато, в переводе его ответ означал: не умничайте, проводите разъяснительную работу, контактируйте с родителями педагогично. Но телефоны должны лежать в ящичке (коробочке), а не в кармане или сумке ученика. Сдать - и точка!

Пара учителей тайно задали вопрос: это вообще законно? Получили тайный ответ: незаконно, вот разъяснения прокуратуры, вот точная формулировка закона, вот точное толкование закона, в случае чего вы, учителя - крайние. И даны рекомендации, как действовать правильно. Конечно, если хватит мужества перечить директору.

О том, в чём проблема с этим законом, и какие конфликты ожидают участников школьных будней, подробно разбирали здесь. Кстати, зацените там комментарии - очень показательно.

Хотя цель, как обычно, благая: чтобы дети учились, а не гуглили. Чтобы общались вживую, гонялись по школьному коридору двору, а не смотрели разную дичь и не схлопотали уголовку за это.

Радуют учителя, которые пытаются разобраться и не переступить за пределы законных ограничений. Не радуют те, кто сразу кинулся искать, где заказать такие ящички-коробочки для телефонов и угрожать родителям ответственностью прямо на августовских собраниях.

Про ответственность, замечания и исключение из школы

Решив, что учителям не хватает авторитета, депутаты решили эту проблему привычным способом: приняли закон. Теперь авторитет учителя должен вырасти, ведь ему разрешили делать замечания и инициировать привлечение к дисциплинарной ответственности. Чем это будет отличаться от более ранних замечаний?

Раньше замечание выглядело примерно так: "Иванов! Будешь хулиганить - выйдешь из класса!", "Петров! Это что - мат на уроке? Чтобы завтра же родители пришли в школу!", "Сидоров, к директору! Устроили тут драку, пока я отошла на 5 секунд в учительскую!" Дальше шли выдворение из класса, частные беседы с родителями на тему "ваш сын матерится, примите меры", и индивидуальные разборки с директором и Сидоровым и Сидоровыми родителями.

Теперь всё будет не так, а по уму, официально. Каждое замечание будет документироваться, как и причина, его вызвавшая. Мат на уроке? Докладная записка администрации школы с запросом о привлечении к дисциплинарной ответственности. Ходит по классу, плюётся в соседа, хамит учителю? Аналогично: докладная + запрос о дисциплинарке.

Каждый такой запрос должен быть рассмотрен. Обычно в школах созываются специальные комиссии, где будет пропесочен и сам хулиган и его законный представитель, и им поугрожают выговором. Старшим школьникам могут пригрозить отчислением из школы. А чтобы не было перекоса в правах-обязанностях, на таких собраниях теоретически должен присутствовать представитель родительского комитета.

Депутаты надеются, что право делать замечание и потом рассматривать эти замечания на школьных комиссиях даст учителю чуть больше авторитета, гарантии безопасности и защитит его человеческое достоинство. Надежда на то, что сам хулиган и его родители испугаются дисциплинарной ответственности, и им станет стыдно.

На что надеются учителя - я не знаю. Хотя вот общались с двумя дамами, они говорят, что будут использовать старый добрый шантаж и давление с угрозами сообщить в ПДН о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей. На новые права о замечаниях надежды особой нет.

Нас на собрании предупредили: одно замечание - это всё. На карандаше вы. Два и более - решаем вопрос об отчислении. Не злите учителя своего, не доводите до замечаний, иначе вылетите из школы.
Новый закон так говорит.

Труд сделает из школьника человека

И снова непонимание того, что именно предстоит ученикам изучать на "трудах". По замыслу депутатов, ученикам будут прививать трудовые и бытовые навыки, как в СССР: девочки - рукоделие и готовка, мальчики - розетку починить, полочку выстрогать и прибить. Всё это прописано в госстандартах образования. И теоретически за пределы этих ФГОСов - ни-ни.

Учителя же прямо поняли одно: можно заставлять детей трудиться, и родительского согласия теперь не нужно. Ура! И в ход пошли субботники, дежурства а-ля генеральная уборка класса, чистка снега вместо технологии и прочие удовлетворения потребностей школы в халявных рабочих руках.

Юристы и Минпросвет уже сто раз разъяснили, как должны выглядеть технология и труды, и что субботники тут ни при чём.

Школы понимают слово "труд" так, как им надо в конкретный момент времени, и с удовольствием к этому труду и привлекают, ссылаясь на буквальное толкование предмета.

Школьникам пофиг, они имитируют труд или честно батрачат за пятёрку по технологии или физкультуре. Торговля и рыночные отношения в чистом виде. Ничего личного.

Родители делятся на два лагеря. Первые за то, чтоб дети не балбесили, а трудились "как мы раньше". Вторые - против принудительного бесплатного труда и использования их детей в качестве разнорабочих и уборщиц.

Предвижу, что конфликты продолжатся, потому что никто не желает вникнуть в закон и услышать оппонентов. Наблюдаем.

А вы готовы к учебному году? Будете отстаивать права, или учителям виднее, как там должно быть в школе? Пишите мнение в комментариях.