Депутаты, услышав стенания некоторых родителей и многих учителей, одобрили в I чтении проект поправок в закон "Об образовании". Правда, лишение учеников телефонов забавно выглядит с другими изменениями. Например, с дополнительной защитой прав учителей и возможностей привлекать к дисциплинарным взысканиям учеников за нарушение дисциплины.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на повышение статуса педагогической профессии и улучшение условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
Кому от этого польза
В одной из предыдущих статей многие комментаторы с пеной у рта доказывали, что школьники обязаны сдавать телефоны учителю перед уроком, а получать обратно после занятий, чтобы не отвлекаться и не отвлекать других. Якобы дети такие глупые у нас потому, что не учителя слушают, а в телефонах все время сидят. Во многих школах это уже реализовано: телефоны сдают либо "в стол учителю", либо оставляют в специальных ящичках при входе в школу по аналогии с раздевалкой. Родители уверены, что это повысит успеваемость их чад.
Учителя тоже яростно защищают идею лишения телефонов, мотивируя тем, что дети, не стесняясь, звонят прямо на уроке, гуглят ответы и списывают контрольные, глядя под парту, а то и снимают учителя, чтобы выложить в интернет.
Выглядит со всех сторон положительно. Нет раздражителя, не на что отвлечься - придется учиться.
Минобр услышал стенания обеих сторон и осторожно начал двигать идею в закон.
Почему я против размытых поправок?
При этом, как это обычно и бывает, депутаты допускают весьма размытые формулировки, которые дают пространство для манёвра учителям. Поясню, в чем опасность, если такие поправки будут приняты без изменения:
1. Ссылка на запрет использования телефонов во время уроков может легко трансформироваться в запрет иметь телефон при себе во время уроков. Учитывая уровень правовой грамотности и наглости некоторых педагогов, я не удивлюсь, если телефоны будут тупо отбирать или заставят сдавать их принудительно, ссылаясь на закон. Хотя в законе будет сказано следующее:
учащиеся обязаны... не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий при реализации основных общеобразовательных программ, за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой, или возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаях
То есть, для соблюдения законных требований и требований дисциплины будет достаточно НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ телефоном, при этом на владение (наличие при себе) никаких ограничений нет. Но будет ли это аргументом для учителей?
Споры об отобрании телефонов у учеников были предметом рассмотрения других ведомств, в том числе прокуратуры, которая четко сказала:
нельзя лишить человека права собственности на его вещь, даже если этот человек - школьник. Основания для принудительного лишения права собственности изложены в п. 2 ст. 135 ГК РФ, и требования учителя к этим основаниям не относится.
Однако, несмотря на уже имеющиеся прецеденты, учителя продолжают самостоятельно толковать законы и превышать свои полномочия, требуя сдать телефоны.
2. Телефон - единственная связь с родителями при экстренных случаях в школе. У многих есть мнение, что "в случае чего учитель сразу позвонит родителям". Увы, в случае чего школа в первую очередь постарается спихнуть с себя ответственность за произошедшее и сделать вид, что ничего не происходит. За примерами далеко ходить не надо:
Мой личный опыт также показывает, что учителя не спешат сообщить родителям о травме ребенка, считая что ничего страшного не произошло. Ну подумаешь, ушибся, рука болит, "сунь под холодную воду и потерпи, еще два урока осталось". Либо стараются представить дело так, что травма или конфликтная ситуация произошли уже за пределами школы, а дальше разбирайтесь сами.
3. Телефон как способ доказать. Современный смартфон во всех этих случаях может служить (и служит) средством видеофиксации происходящего. Сколько случаев моральных и физических издевательств над детьми засняли сами ученики в классе? Учителям это, конечно, не нравится. Как не нравится и то, что родители могут стать свидетелями происходящего на уроке: не совсем корректного обращения к школьникам, морального унижения, предвзятого отношения, оскорблений и т.д.
Поэтому проще всего не позволять достать телефон на уроке или вообще отобрать его на время урока. В случае отказа - смело жаловаться на то, что ученик нарушает дисциплину и угрожать взысканием. Благо, такое право тоже появится вместе с поправкой о запрете телефона:
Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в организации, осуществляется педагогическими, руководящими работниками
4. Риск несанкционированного доступа к личной информации и персональным данным. Стоит помнить, что телефон сегодня - весьма объемный накопитель информации, в том числе личной. Получается, что изъятие телефона предполагает потенциальный доступ учителя к личным фото, перепискам, чатам, заметкам, а также к логинам/паролям от различных аккаунтов и профилей ученика.
Можем ли мы быть уверены в высоких моральных качествах каждого педагога, а также в том, что он не соблазнится всплывающими уведомлениями или увидит то, что ему не предназначено в тот момент, когда попытается "всего лишь отключить уведомления" на телефоне ученика? Вы всем педагогам верите? Я - нет.
Где баланс?
Учитывая, что замысел, в общем-то, неплохой, я опасаюсь, что столь позитивное начинание будет загублено на корню неграмотным исполнением законодательных норм.
Я тоже за то, чтобы учеников ничего не отвлекало от занятий, но это должно быть реализовано в четком соответствии с законом, а не путем применения угроз и принудительного отобрания телефонов у школьников.
Кроме того, я за то, чтобы в школах, как и в законодательстве, были четко прописаны алгоритмы действий учителей и руководства в случаях, когда ребенок получил травму. Не обязательно на каждую царапину или синяк вызывать "Скорую", но обязательно сообщить родителям. Сейчас нормы есть, но они противоречивы и не выполняются. В итоге имеем случаи, когда дети сидят со сломанной рукой до конца уроков, получают сотрясение или другие травмы, а учителя делают вид, что ничего страшного. Это недопустимо.
Я за то, чтобы в каждом классе была установлена камера с записью видео и звука и возможностью демонстрации трансляции для ограниченного круга лиц (родителей, руководства школы). Любые конфликтные ситуации в разы легче разрешить, если "все ходы записаны", и мы делаем выводы не на основе запуганных школьников или непререкаемых слов учителя, а на основании того, что видим и слышим. Здесь сразу два плюса:
- школьники будут знать, что ведется наблюдение (нет оснований записывать конфликт на видео, можно спокойной обосновать свою позицию в случае разбирательств жалобы на нарушение дисциплины);
- учителя будут знать, что ведется наблюдение (меньше соблазнов применять некорректные методы обучения и воспитания во время уроков и перемен).
Подпишись на канал в ТГ, чтобы задать вопросы автору и получить разбор своей ситуации.
Еще больше интересных статей на сайте https://sudpomoshnik.ru/