77-й год. Город Ленинград…
Она надела любимое платье и посмотрелась в зеркало. Поправила макияж, еще один штрих и готова. Сегодня она обязана хорошо выглядеть. Но девушка наряжалась не на романтическое свидание. Она собиралась свести счеты с жизнью.
Первое преступление
В тот день Валентина Серенко торопилась домой. Сердце подсказывало, нужно спешить, беда. Женщина зашла в прихожую. Тишина. Странно, ведь Лена точно должна быть дома. Мать направилась в комнату дочери. На столе лежала какая-то бумажка. Беглый взгляд Валентины выцепил фразы: «мама прости, я не могла поступить иначе». Врачи несколько дней боролись за жизнь Лены и буквально чудом вытащили ее с того света.
На допросе она рассказала страшные подробности произошедшего. Неизвестный мужчина в очках позвонил в дверь её квартиры, представился милиционером, а затем, угрожая ножом, совершил преступление интимного характера над Еленой и обокрал её. Преступник действовал уверенно и явно имел криминальный опыт.
По горячим следам сыщики начали отработку всех возможных версий. Составили фоторобот преступника со слов потерпевшей. Особое внимание уделили бывшим и действующим сотрудникам милиции - ведь Елена чётко дала понять, что преступник предъявил ей служебное удостоверение. Однако поиски не давали результатов. Казалось, «милиционер» растворился в воздухе. Но вскоре он нанёс новый удар.
Второе преступление
На этот раз пострадавшей стала 18-летняя учащаяся техникума Светлана Дымова. В тот день сокурсницы Светы ждали ее у цирка. Они заранее купили билеты и мечтали увидеть знаменитый аттракцион Кио. Время шло, но девушка так и не пришла. Света, как и Лена, сама открыла дверь незнакомцу. Он опять показал красную корочку удостоверения милиционера.
Однако на этот раз он совершил просчёт. Уходя, бросил странную фразу, которая впоследствии станет для сыщиков ключом к разгадке: «Счастливо оставаться, а мне на работу пора. Скоро вылет». Эти слова буквально вдохнули новую жизнь в расследование.
Услышав про «вылет», оперативники принялись отрабатывать версию о возможной связи преступника с аэропортом или авиацией. Проверили всех сотрудников, изучили их личные дела и фотографии, но результата не было. Среди персонала аэропорта не было никого, кто хотя бы отдалённо походил на фоторобот. И всё же сыщики нащупали верное направление. Была выдвинута версия, что преступник работает водителем или проводником поездов дальнего следования. В ходе расследования удалось установить ещё один важный факт - группу крови «милиционера», что позволило значительно сузить круг подозреваемых.
Тем временем преступник продолжал нападать на беззащитных людей. Он никогда не изменял придуманной схеме. Пострадавшими становились в основном молодые девушки от 18 до 25 лет. Несовершеннолетних старался не трогать. Знал, за это светит совсем другая статья – расстрел.
Новые зацепки
Случай свёл Светлану Дымову с её мучителем ещё раз…
Девушка ехала в автобусе и вдруг почувствовала на себе чей-то тяжелый взгляд. Она подняла глаза и просто обомлела. На нее смотрел тот самый неизвестный мужчина, который под видом сотрудника милиции ворвался в ее квартиру месяц назад. Она опешила, но и он обратил внимание, поднес палец к своим губам, сделал резкий жест и покачал головой. Мужчина узнал Светлану, в этом не было никаких сомнений. А в следующее мгновение девушка поняла, что преступник настроен решительно. Из кармана он вытащил нож.
Незнакомец вышел на ближайшей остановке и был уверен, что девушка останется в автобусе. Но Светлана оказалась не робкого десятка. Она вышла следом и не побоялась устроить настоящую слежку за тем, кто над ней так жестоко издевался.
Незнакомец перешел улицу, свернул в проулок, подошел к грузовику, сел за руль КамАЗа, и машина резко рванула с места. А Светлана даже не успела разглядеть номера. Однако и эта информация была ценной для сыщиков. Ведь только теперь стало окончательно ясно, где искать преступника.
Следствие вступило в решающую фазу. Оперативники провели проверку всех автопредприятий Ленинграда. Сыщики тщательно изучали личные дела и фотографии водителей, пытаясь найти хоть малейшее сходство с фотороботом. Работа велась днём и ночью, в авральном режиме. Но результата не было. Порой казалось, что преступник неуловим и будет глумиться вечно. Но правда восторжествовала!
Удача улыбнулась сыщику Александру Зеленину. Просматривая бесчисленные фотографии на досках почёта автопредприятий, сыщик неожиданно наткнулся на до боли знакомое лицо. Один в один фоторобот! Под снимком значилось имя - Сергей Григорьев, водитель с одной из автобаз. Дальнейшая проверка полностью подтвердила причастность этого человека к серии нападений. Оставалось лишь задержать преступника.
Задержание
План был прост - организовать засаду у дома Григорьева, дождаться его возвращения из рейса и взять негодяя тёпленьким.
В адрес, как говорят бывалые сыщики, немедленно выезжает группа задержания. В тот день у подъезда дежурили люди в штатском. Время шло, но Григорьев не объявлялся, хотя давно должен был вернуться из рейса. Вдруг послышался шум двигателя. У подъезда остановился КАМАЗ. Все с облегчением вздохнули. Однако водитель не спешил выходить из автомобиля. Машина долго стояла с включенным двигателем. Было непонятно, почему преступник не собирается покидать кабину (лишь позже этому найдется объяснение. Выяснится, что Григорьев ждал условного знака. На балконе должна была появиться жена, если все было спокойно). Неожиданно машина рванулась место. Экипажам ГАИ поступает сообщение немедленно перекрыть все выезды из города.
Однако Григорьев недаром считался одним из лучших водителей на автопредприятии. Но и сыщики ленинградского уголовного розыска были не промах. Все решил единственный выстрел. Пуля попала точно в цель, продырявив колесо.
Поначалу Григорьев и не думал признаваться в содеянном. Он упорно стоял на своём, твердил, что никаких девушек не знает, в квартиры не вламывался и вообще его подставили. Следователи диву давались, глядя на самоуверенность этого типа. Ни грамма раскаяния, ни тени сомнения. Прямо железобетонная уверенность в собственной невиновности и неприкасаемости. Но факты - упрямая вещь. Обыск в квартире подозреваемого принёс целую кучу вещдоков. Из шкафов и тайников извлекали награбленные ценности: золото, хрусталь, импортную радиотехнику. А группа крови Григорьева полностью совпала с той, что была установлена при освидетельствовании потерпевших. Так что отпираться дальше было бессмысленно. Кусочек за кусочком мозаика преступлений складывалась в единую картину. И Григорьев начал потихоньку сдуваться, признавая эпизод за эпизодом.
Раскрытие личности преступника
А ведь, как выяснилось, Григорьев был ещё тот фрукт. Он ещё по малолетке отметился, загремел на нары по позорной статье. В зоне парень быстро освоился, втёрся в доверие, стал местным юристом. Устроился в тюремную библиотеку, помогал сокамерникам составлять жалобы и со временем сильно в этом поднаторел. Отсидев 9 лет, Григорьев вышел на свободу. Устроился водителем, женился, а через год у него родился долгожданный наследник. Казалось бы, живи да радуйся. Но Григорьев грезил о другом. Он хотел чтобы любая девушка могла ему подчиняться.
Психологи, работавшие с преступником, пришли к выводу, что огромную роль в формировании его личности сыграла мать. Властная и жестокая женщина всячески подавляла сына, не давая ему и шагу ступить самостоятельно. Именно желание вырваться из-под её гнёта и самоутвердиться толкнуло Григорьева на преступный путь.
Суд и приговор
Когда Григорьев наконец оказался на скамье подсудимых, вся страна с замиранием сердца следила за ходом процесса. Слушания по этому резонансному делу продолжались несколько месяцев. Неопровержимые улики, показания десятков свидетелей легли в основу сурового приговора. 15 лет колонии строгого режима - таков был вердикт служителей Фемиды. С учетом всех обстоятельств дела и норм действовавшего на тот момент уголовного законодательства, это было максимально возможное наказание.
Читайте лучшие истории недели: