В Иркутске на Ангаре недалеко от центра лежит Конный остров, по которому в 1985-92 годах протянули Малую Восточно-Сибирскую железную дорогу, а над ней в 1999-2013 годах возвигли Академический мост. И глядя на бутафорский гофровый тоннель, в котором юные железнодорожники учатся обслуживать и проезжать "взрослые" тоннели, ни за что не догадаешься о том, откуда он здесь взялся.
Итак, в 1989 году в Сибири завершилась 15-летняя стройка века - Байкало-Амурскую магистраль приняли в постоянную эксплуатацию. Только это было уже никому не интересно: в кино теперь крутили секс и насилие, на перифериях страны насилие было уже не в кино, столицы республик, включая Москву, бурлили миллионными митингами, и казалось, что блеск жожоба уже совсем рядом.
Дальнейший коллапс экономики ударил по всему, включая железнодорожные перевозки: если в 1980-х Транссибирская магистраль задыхалась в пробках, что лужковский МКАД, и поезда во Владивосток могли опаздывать на сутки, то в 1990-х годах на рельсах востока страны стало тихо и пусто. Одна из главных задач Байкало-Амурской магистрали - стать дублёром Транссиба и разгрузить его - потеряла актуальность, а отсюда родился чрезвычайно живучий миф о ненужности БАМа. Посёлки в тайге оказались на грани выживания, и эвенки озадаченно глядели на бамовцев, в отсуствии льгот и длинных рублей выживавших теперь на ягодах и рыбе.
Но пыль рухнувшего колосса понемногу оседала, и в московских кабинетах солидные люди подумывали о том, что неплохо бы совершить переход от присваивающего хозяйства к производящему. Ведь даже с мизерными грузооборотами БАМ проходил через сказочно богатые ресурсами места, через самые потайные сокровищницы Сибири, а что такое разграбление ГОКа в сравнении с основанием ГОКа?
Первое описание Удокана создал ещё в 1933 году один из отцов советской геологии и основатель Восточно-Сибирского филиала Академии наук Евгений Павловский, а с 1952 года в Каларском районе нынешнего Забайкальского края работала уже целая Удоканская геологическая экспедиция.
Результаты её изысканий удивляли даже бывалых геологов: на площади около 10 тыс. квадратных километров обнаружились гигантские месторождения меди (Удокан), железа, титана и ванадия (Куранах, Сулумат, Чина), алюминия и калия в сынныритах (Голевское, Саку), циркония и редкоземельных металлов (Катуга), серебра (Бурпала, Ункур), угля (Читканда, Апсат), самоцветов (Чара), рассыпного золота, стройматериалов и минеральных вод... Оставалась лишь одна проблема - как найти ключ от сундука?
В те времена, однако, на смену "крепким хозяйственникам" Министерства путей сообщения ещё не пришли "эффективные менеджеры" Российских железных дорог. В 1997 году МПС возглавил потомственный железнодорожник Николай Аксёненко, проделавший путь от пульта дежурного по станции до министерского кресла. Пресса рубежа веков величала его Хозяином Сибири и пророчила место преемника если не Ельцина, то Путина, которого, конечно же, неизбежно должна была одёрнуть Семья.
Идея Аксёненко выглядела просто и ясно: превратить МПС в свою корпорацию, которая построит железные дороги к труднодоступным месторождениям и будет курировать их разработку. БАМ должен был прирасти несколькими рудничными ветками, из которых состоялась, хотя позже и под началом других людей линия Улак - Эльга к крупнейшему в России месторождению коксующихся углей близ Восточного БАМа.
Но она в проекте Аксёненко была лишь №2: первым делом Николай Емельянович положил глаз на Чинейское месторождение титаномагнетитовых руд. То есть - железа, титана, никеля и особенно ванадия, по содержанию которого в породе (до 2%), как и по общим запасам, Чине нет равных на Земле. И вот в 1998 году, на излёте эпохи разрушения, в горах над Новой Чарой нежданно-негаданно закипела великая стройка.
По вечной мерзлоте, по сыпучим гольцам, по отвесным обрывам работяги из старой бамовской гвардии тянули путь наверх. В школе мне об этом не рассказывали: вот рубль летит в тартарары, в Москве взрывают жилые дома, где-то в глубинке голодные учителя берут в заложники учеников в надежде получить зарплату, с Кавказа везут цинковые гробы с молодыми ребятами, соседка в Перми одалживает у нас хлеба и масла для голодных детей, в подъездах ширяются наркоманы, по улицам рыщут банды скинхедов... а где-то там, в далёких горах, строится самая сложная в истории России железная дорога.
Аксёненко дослужился до вице-премьера, а в сентябре 1999 года, во время одной из зарубежных поездок Путина, даже был и.о. премьер-министра. Но это оказалась высшая точка его карьеры: пойдя против Семьи, Путин сыграл на упреждение. В январе 2000 года, через 10 дней после отставки Ельцина, Аксёненко снова стал лишь Министром путей сообщения, а 19 октября 2001 года его и оттуда ушли, возбудив уголовное дело за, кто бы мог подумать, коррупцию.
Позже его выпустили лечиться от лейкоза крови в Германию, где Николай Емельянович и умер в 2005 году. С падением министра зачахли и его проекты: первый поезд с рудой, прошедший по Чинейской железной дороге 26 сентября 2001 года, стал и последним. Технический шедевр оказался не нужен, и лишь китайцы приезжали сюда изучать опыт для строительства своей магистрали в Тибете. Одна из выпущенных для Чины, но так и не доставленных противолавинных галерей стоит теперь на Конном острове в Иркутске, а сама Чинейская железная дорога теперь выглядит так:
Она тянется по горам на 72 км, по-настоящему интересны из которых лишь последние 30. Для пешего похода явно многовато, однако строители накатали неплохой автодублёр. Им иногда пользуются туристические группы, забрасывающиеся для сплавов на Калар и его притоки: Удокан не так эффектен, как Кодар, но всё же красот скрывает немало вплоть до потухших вулканов - от них к вулканам Восточных Саян тянется Байкальский рифт зарождающегося океана...
Все туристы, выходящие с поездов в Новой Чаре и самолётов в Старой, слышали про Анатолия Мисюру, немолодого уже водителя бортовых машин, контакты которого летом 2021 года были актуальны так же, как и летом 2001-го. Мы надеялись подгадать под группу, но увы - в августе у Мисюры была по этой дороге всего одна заброска, с нами разминувшаяся где-то на неделю. Нанять "Урал" стоит 25 тысяч рублей в одну сторону, но Анатолий направил нас к своему зятю Ивану, у которого есть мощный джип - на такой машине заброска обойдётся уже в 15 тысяч, а путь наверх недолог - 2,5-3 часа.
Иван, сам из забайкальских гуранов, пристроил нас и на ночлег к своему другу Денису, выходцу из Казахстана. Тяжело вздохнув и договорившись, чтобы Иван встретил нас с поезда, я приготовил три оранжевых бумажки с видом Хабаровского моста...
И теперь с досадой понимаю, что мог бы остаться при них, если бы согласился потратить на 2-3 дня больше времени. Весь поход вдоль Чины мимо нас стабильно проезжало ровно по одной машине в день в каждую сторону - охотиться, рыбачить, заготовлять дрова... Почти гарантированно можно уехать 1 и 15 числа каждого месяца, когда происходит пересменка: в конце Чинейской линии стоит Посёлок, где дежурят вахтами два сторожа.
И сторожа эти не любят, когда железную дорогу называют заброшенной: ведь все 20 лет они её охраняют, а значит, кто-то ждёт возможности её восстановить. Новый оператор ЧинЖД - "Забайкалстальинвест", и когда я позвонил его начальнику, тот ответил, что лучше нам обращаться через полгода: в начале лета полным ходом шли тендеры по закупке оборудования и машин для восстановления линии.
Началось ли оно - я не знаю, ну а нашими друзьями на Чине, после того как не очень-то дружелюбный Иван взял деньги и укатил восвояси, стали Два Александра. Один из них сторож, второй его друг, оба мастера на все руки, механики, таёжники, охотники и рыбаки. Два дня в посёлке они кормили нас борщом (но и Оля в долгу не оставалась), поили чаем с конфетами, а на обратном пути подвезли, подобрав на своём "Камазе" в конце самого красивого участка.
Ссылки на рассказ о ней (будут открываться по мере ежедневных публикаций):
1. Удоканская медь, которую пытались добыть атомной бомбой.
2. Предгорья и самый длинный мост.
3. Ингамакитская полка. Самое красивое и сложное место железных дорог России.
4. Разъезд 61-й километр. Высшая точка железных дорог России.
5. Чинейская долина, её природа и богатства.
6. Вокзал в тайге.
7. Чина. Посёлок и его обитатели.
8. Станция Карьерная. Что в конце?
10. В гости эвенкам. Как живут оленеводы в глубокой сибирской тайге?