Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Легко сказать - самая богатая страна в мире, а ты попробуй извлеки эти богатства! Смотрим в глуши Сибири, как это нелегко

Это статья - часть большого материала о походе по уникальной и совершенно заброшенной Чинейской железной дороге. Ссылки на прошлые части - в конце. Соседи Удокана по Становому нагорью - хребты Кодар и Калар за Чарой и Чиной соответственно. Пламенеющим Кодаром, похожим на увезённый куда-то в Сибирь фрагмент Памира, мы любовались с Чарских песков и перевала Эмегачи. Каларский хребет же встречает за озером - голый, покатый, и я бы сказал - некрасивый: Сама же Чинейская долина оставляет впечатление сказочного затерянного мира с безумно прозрачным воздухом, болезненно ярким солнцем и непуганой живностью, следами которой полны накатанные вездеходами серые грунтовки. Да, объективно места здесь не такие уж глухие: на достаточных злых колёсах сюда можно доехать от Новой Чары за 2-3 часа и даже обернуться одним днём туда-обратно. Но субъективно я разве что на Вайгаче чувствовал такую оторванность от остального мира. Здесь - тишина. Какая-то особая тишина, глубокая и чуть зловещая - как в мире, л

Это статья - часть большого материала о походе по уникальной и совершенно заброшенной Чинейской железной дороге. Ссылки на прошлые части - в конце.

Соседи Удокана по Становому нагорью - хребты Кодар и Калар за Чарой и Чиной соответственно. Пламенеющим Кодаром, похожим на увезённый куда-то в Сибирь фрагмент Памира, мы любовались с Чарских песков и перевала Эмегачи. Каларский хребет же встречает за озером - голый, покатый, и я бы сказал - некрасивый:

Сама же Чинейская долина оставляет впечатление сказочного затерянного мира с безумно прозрачным воздухом, болезненно ярким солнцем и непуганой живностью, следами которой полны накатанные вездеходами серые грунтовки.

-2

Да, объективно места здесь не такие уж глухие: на достаточных злых колёсах сюда можно доехать от Новой Чары за 2-3 часа и даже обернуться одним днём туда-обратно. Но субъективно я разве что на Вайгаче чувствовал такую оторванность от остального мира.

-3

Здесь - тишина. Какая-то особая тишина, глубокая и чуть зловещая - как в мире, лишь недавно вновь зазеленевшем после ядерной войны или падения метеорита.

-4

Здесь водятся медведи, и эвенкийский пастух мне рассказывал, как выдержал поединок с одним из них. Но главный враг человека в горах Станового нагорья - мошкА. Если по запасам меди Каларский район третий в мире, то по запасам мошкИ - не иначе как первый.

Та же Оля поначалу, пока не усилила манжеты на рукавах и крепления накомарника, напоминала мультяшного персонажа, попавшего в пчелиный рой. И даже испытанная тазовскими болотами и вайгачской тундрой "Дэта", которую местные называют "мазут", едва-едва помогала. На соседнем Кодаре мошек оказалось ещё больше - но туда мы пошли хотя бы уже понимая, что нам придётся терпеть.

-5

В Каларские горы над Чиной врезаны серпантины дорог, на фоне осыпей поблескивают резиновые провода и остатки буровых машин. Обрывы хранят следы разработок:

-6

То Удоканский феномен - в квадрате размером примерно 100 на 100 километров (захватывающем Калар и Кодар) сосредоточено несколько гигантских месторождений всяческих руд, угля, стройматериалов и самоцветов. Чинейское титано-магнетитовое месторождение нашли в 1938 году супруги-геологи Михаил Петрусевич и Людмила Казик, а в 1954 году в Удоканской экспедиции была образована отдельная Чинейская партия.

На соседней речке Катугин обнаружились ещё рассыпное золото, руды циркония и редкоземельных металлов, но в те времена, когда этот край лежал за сотни километров от железных дорог, об освоении всех этих богатств нечего было и думать. Но вот в 1980-х проложили БАМ, и это открыло перспективы сделать Становое нагорье одним из мировых центров горной добычи.

-7

Основной рудой Чины является титаномагнетит, как следует из названия, включающий титан и железо содержанием до 33%. Ещё - ванадий, которого в здешней руде, по разным оценкам, от 0,5 до 2% - даже меньшая цифра беспрецедентна, и это делает Чину крупнейшим ванадиевым месторождением мира.

Тут, впрочем, стоит сказать, что больше, чем из рудников, элемент V добывает из отходов металлургии - это один из главных легирующих металлов. В России его получают в Туле и уральском Чусовом, а по добыче ванадия наша страна занимает второе место с большим отрывом как от Китая (лидера), так и от Бразилии и ЮАР: на эти 4 страны приходится более 90% мирового производства.

В общем, богатства Чины заманчивы, однако проблема едва ли не всего Удоканского феномена в том, что руда большинства его месторождений довольно специфическая и не поддаётся переработке привычными технологиями. На соседнем Удоканском месторождении, где перемешано несколько видов медной руды с довольно низким содержанием металла (что не мешает ему быть 3-м по величине в мире), решение искали много лет и лишь в 2020 году приступили к стройке.

Здесь пока ищут, но сторожа Посёлка очень не любят, когда Чинейскую железную дорогу называют "заброшенной": раз они её стерегут - значит, она нужна кому-то.

-8

Тем более что с осовением Чины линию можно продлить на Катугин, разработка месторождений которого может вывести Россию в лидеры по производству циркония. Пока таковым являются США, однако производителей этого металла так мало, что запуск одного-единственного завода в удмуртском Глазове обеспечил России четверть мирового производства. Но пока ключ от этой сокровищницы не найден, и мы пришли в девственный край.

-9

На кадре выше - кусок руды. Она здесь очень тяжёлая, и даже с загрузкой на 1/3 вагоны единственного вышедшего отсюда поезда едва справлялись.

См. также:

О Чинейской железной дороге (там же - оглавление).

Удоканская медь, которую пытались добыть атомной бомбой.

Предгорья и самый длинный мост.

Ингамакитская полка. Самое красивое и сложное место железных дорог России.

Разъезд 61-й километр. Высшая точка железных дорог России.