Рассказав в прошлых частях (ссылки в конце материала) про феномен самой сложной и высокогорной в России заброшенной Чинейской железной дороги и про феномен Удоканских гор, сказочно богатых полезными ископаемыми, движемся вдоль линии. Сегодня покажу её участок в предгорьях:
Мимо мелькают мосты и просевшие насыпи:
Если современные РЖД - царство сайдинга, то детище безвременья Чина - республика гофры:
Параллельная автоорога большей частью вполне проходимая - каменистая, конечно, но зато в ней не увязнешь. Однако есть на ней несколько действительно жёстких мест, которые явно под силу не каждому джипу - за них и берёт деньги делавший нашу заброску Иван:
Вот и следующая станция - разъезд 42 километр с вокзальчиком и странной будкой, похожей на тумбу для театральных афиш. Здесь же, обратите внимание, заканчиваются провода на столбах:
Над разъездом нависает козловый кран - как я понимаю, наследство одной из попыток реанимировать дорогу в 2000-х: на верхней её части поставили крест, но здесь руду Чины и Удокана планировалось перегружать с автомобилей в вагоны. Как я понимаю, и теперь "Удоканская медь" и "Забайкалстальинвест" собираются восстанавливать линию только досюда.
42 километр впечатляет хаосом каких-то явно не разрушенных, а так и не достроенных конструкций:
Здесь же, на 42 километре, и первое действительно впечатляющее сооружение линии - самые длинные на ней галерея и мост:
Особую зрелищность им придаёт остроконечная трёхглавая гора:
Цифры на галерее - не дата, а автограф "Мостоотряда-97":
По пути туда мы промчались мимо этого места - с остановками у Ивана было бы уже 30 тысяч. На обратном же пути Два Александра согласились высадить нас выше моста и подождать, пока мы пройдём его пешком. От галереи - впечатляющий вид Чарской котловины:
Сама же галерея впечатляет ступенчатой стеной:
Если на Кругобайкалке есть Итальянские стенки, здесь - скорее, Вавилонская стена:
А вот такой вид от её подножья:
Мост длиной 347 метров имеет характерную конструкцию "на спичках", отработанную ещё на БАМовских перевалах:
По тем мостам, однако, не пройти пешком:
Но как бы не больше, чем размах моста, впечатляет тщедушность ручейка под ним - выше русло ещё просматривается:
А ниже вода просто уходит под камни. И тем не менее порой тут случаются паводки, размывшие эту огромную падь:
За мостом - путейский шкаф, сейчас уже не понять, связевой или релейный:
Сам мост расположен буквально в 1,5 километрах от карьера Удоканского ГМК, который буквально за той горой:
После моста дорога резко взмывает по склону:
Меж двух островерхих гор (причём правая видна только снизу, а левая только сверху) начинается каньон речки Нижний Ингамакит:
Извините за избыточность кадров - просто очень уж тут красиво!
Правее видны насыпи вдоль склона, по складкам которого петляют пути:
Из-за ближних гор Удокана выступает Кодар, похожий на окаменевшую стену пламени:
На его фоне - городок строителей УдоГМК и сотовая вышка: сигнал она даёт такой, что вот этот пост я бы смог написать по горячим следам, сидя с ноутом на камне среди лиственниц.
Ингамакитский каньон же только начинается:
Примерно досюда мы успели дойти сверху пешком, прежде чем услышали рёв "Камаза" Двух Александров:
Вдоль путей - какие-то железяки и остатки защитных стенок, в горизонтальном состоянии похожих на платформы. Пути покорёжены смещением грунта в насыпи:
Будка у путей явно стояла на БАМе вокзалом первого поколения, или скорее "личиночной стадии", пока не построили что-то посолиднее. По крайней мере, именно такое сооружение было на чёрно-белой фотографии из поста про Тынду.
На обрыве - крест. Обычно такие напоминают о сталинских политзаключённых, но тут дорога прокладывалась гораздо позже не то что смерти Вождя, а даже распада Союза. Говорят, на строительстве были несчастные случаи с жертвами - может, это в память о них? А скорее - просто о водителе какого-нибудь сорвавшегося в пропасть УАЗа...
Кодар окончательно уходит за поворот, но самые красивые места Чины лишь начинаются!
См. также:
О Чинейской железной дороге (там же - оглавление).
Удоканская медь, которую пытались добыть атомной бомбой.