Найти тему

Доходный дом с автографом главного архитектора Москвы

Оглавление

В Москве на улице Кузнецкий мост стоит доходный дом в стиле модерн. В его отделке зашифрованы сразу и имя архитектора, и имя владелицы.

Архитектор Иван Павлович Машков

Но все по порядку. В 1867 под Липецком в семье кузнеца родился Иван Михайлович Соколов. В 1875 году, после потери обоих родителей, его усыновил липецкий купец 2-й гильдии Павел Карпович Машков со своей женой Натальей Ефимовной. "Так вместо Ивана Михайловича Соколова – я стал Иваном Павловичем Машковым", – вспоминал Иван Павлович. В 14 лет Ивана поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его учителями были ведущие архитекторы: Август Вебер, Александр Каминский, Дмитрий Чичагов, Константин Быковский.

Иван Машков с приемной матерью Натальей Ефимовной Машковой
Иван Машков с приемной матерью Натальей Ефимовной Машковой

Сначала архитектор был помощником Августа Вебера при проектировании южного крыла Политехнического музея, после работал помощником Константина Быковского при проектировании и строительстве Клинического городка на Девичьем Поле в Москве. В 1889-1890 годах работал в Липецке:

В 1895 году назначен на должность городского архитектора, до 1917 года Иван Павлович ведал застройкой Мещанской, Лефортовской и Басманной частей Москвы. Большинство построек Машкова принадлежит к псевдорусскому стилю и неоклассицизму. Машков был соавтором скульпторов Волнухина и Андреева в создании памятников Ивану Федорову (1909) и Островскому (1929).

После 1918 работал старшим архитектором отдела проектирования Моссовета, руководил работой по упорядочению застройки Москвы, участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Архитектор Иван Павлович Машков был гражданским и церковным строителем, и литератором, и художником, и чиновником, и педагогом, издал два путеводителя по Москве и большое количество учебников по архитектуре.

К сожалению, большинство оставшихся построек архитектора после ремонтов и "реставраций" практически утратили свой первоначальный облик.

Но... В Москве можно увидеть очень интересный дом, построенный по проекту архитектора Ивана Павловича Машкова.

Доходный дом домовладелицы Марии Владимировны Сокол (ул. Кузнецкий мост, 3).

Генеральская вдова решила выстроить пятиэтажное здание с меблированными апартаментами, предполагаемыми под сдачу внаем. Дом построен в стиле венского сецессиона.

Венский сецессион в архитектуре: чёткость объёмов, простая геометрия, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман) и ... немного золота.
Ярким образцом венского сецессиона стал дом, построенный в 1897-1898 годах по проекту австрийского архитектора Йозефа Марии Ольбриха недалеко от площади Карлсплац и рынка Нашмаркт:

Вернемся к нашему дому и посмотрим, что было и что осталось от декора.

Решетка над карнизом дома, вероятно золоченые навершия вертикальных элементов, кованный орнамент над центральным аттиком, розы, которыми заканчивался завершающий элемент центрального аттика – все это практически полностью утрачено:

Но все-таки остались кованные элементы балконов:

Частично сохранились двери и декор вокруг:

Одна дверь сохранилась полностью, на другой - новое окно над дверью и ручки
Одна дверь сохранилась полностью, на другой - новое окно над дверью и ручки

Одним из главных украшений дома стали майоликовые панно. Майолика для доходного дома Сокол изготавливалась в мастерских Бутырского завода, которым управлял Савва Мамонтов. Автором эскиза к майолике стал художник Николай Николаевич Сапунов, член артистических объединений «Алая роза» и «Голубая роза», довольно рано погибший: он утонул в Териоках во время прогулки на лодке. Кроме майолики фасад украшен плиткой с радужным блеском и рельефными изразцами (источник https://galik-123.livejournal.com/285620.html):

Первый этаж должны были заполнить магазины. в том числе магазин дамских шляп Пемова, готового платья Якобсон, мебельный магазин Соловьева, магазин роялей «Дидерихс», обувной магазин, а также парикмахерская Тихомирова и итальянское издательство «Данте Алигьери» с бесплатной читальней, фотография, фототипия и фотоцинкография фирмы «Шерер, Набгольц и Ко». В советское время в здании размещался магазин «Мосторга», книжная лавка «Международная книга», популярный книжный магазин издательства «Академия».

1930-1940. Еще не утеряны удивительного рисунка рамы окон первого и второго этажа. Сегодня "родная" рама осталась только в одном окне второго этажа
1930-1940. Еще не утеряны удивительного рисунка рамы окон первого и второго этажа. Сегодня "родная" рама осталась только в одном окне второго этажа

На втором этаже открылся ресторан. На третьем и четвертом этажах было расположено по восемь квартир большой площади с гостиной, кабинетом, детскими и спальнями, на пятом – девять престижных апартаментов. Особенно ценилось жилье, окнами выходившее на Кузнецкий Мост. В квартирах поскромней окна выходили во внутренний двор. В доме Сокол имелся подвальный этаж со складскими помещениями, дворницкой и небольшими служебными квартирами. В разное время в квартирах проживали дирижер Ю.Ф. Файер, оперная певица Е.И. Збруева, актриса Е.Н. Гоголева.

Во время многочисленных реконструкций здания утрачены многие элементы декора внутренних помещений и фасада. Несмотря на это, в 2004 году дому присвоен статус объекта культурного наследия России регионального значения.

Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.

ИСТОЧНИКИ
Машков Иван Павлович. Сайт Липецкой области
Дом недели: доходный дом Сокол на Кузнецком Мосту
Соколова Л.А. Московский модерн в лицах и судьбах
Доходный дом М.В. Сокол на Кузнецком мосту (фотографии)
Сайт старых фотографий