Найти тему
Вестник Кавказа

Вахтанг Жордания: история всемирно известного дирижера-невозвращенца

Оглавление
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В СССР карьера у дирижера Вахтанга Жордании складывалась неплохо, но на гастроли за границу его не выпускали. Однажды музыканту все-таки удалось выехать в Финляндию, оттуда он нелегально перебрался в Швецию, а потом улетел в США. Так Жордания стал невозвращенцем.

Как Вахтанг Жордания стал дирижером?

Вахтанг Жордания родился 9 декабря 1942 года в Тбилиси. Играть на фортепиано он начал в пять лет, потом поступил в музыкальную школу. В 1951 году в Тбилиси на гастроли приехал знаменитый итальянский дирижер Вилли Ферреро, Вахтанг побывал на его концерте и решил стать дирижером. Тбилисскую консерваторию Жордания окончил как пианист, потом поступил сразу на 3-й курс дирижерского факультета Ленинградской консерватории, занимался в классе Эдуарда Грикурова. Интересно, что его педагог тоже родился в Тбилиси, учился сначала в Тбилисской консерватории по классам фортепиано и композиции, а потом как дирижер окончил Ленинградскую консерваторию.

В 1969 году Жордания завершил учебу в консерватории, в 1970-м стал ассистентом-стажером знаменитого дирижера Евгения Мравинского в симфоническом оркестре Ленинградской филармонии. В 1971 году музыкант получил первую премию престижного международного конкурса молодых дирижеров в Берлине, созданного Гербертом фон Караяном.

Карьера в СССР

В 1973 году Жордания стал главным дирижером эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения (теперь это Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга). С этим коллективом он подготовил программы, которые показывали по Центральному телевидению, записал музыку к популярным фильмам "Соломенная шляпка", "Звезда пленительного счастья" и "Дерсу Узала". Однако отношения с чиновниками, которые отвечали в городе за культуру, у дирижера не сложились, и через год он ушел со своего поста. О конфликте музыкант вспоминал так: "Я был самым молодым главным дирижером оркестра в СССР — и очень горячим. В один прекрасный день положил свое удостоверение на стол и сказал: "Я не ваш крепостной" — и хлопнул дверью".

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1974-1977 годах Жордания работал в Саратове: возглавлял филармонический симфонический оркестр, преподавал в консерватории, а потом стал главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Харьковской филармонии и профессором Харьковского института искусств.

Он получал приглашения на гастроли и на работу в другие страны, однако ни одно из них министерство культуры, через которое в обязательном порядке проходили контакты иностранных менеджеров с советскими музыкантами, не утвердило. В 1981 году дирижера включили в жюри международного конкурса в Монреале, и он уже был готов к поездке. "В одном кармане у меня лежала тысяча долларов, в другом — билет на самолет "туда и обратно". И в последний момент меня не выпустили", — рассказывал музыкант.

Побег

Знакомство с молодой скрипачкой Викторией Мулловой оказалось для Жордании судьбоносным. Дирижер помогал ей готовиться к международному конкурсу скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки, так и начался их роман. На конкурсе в 1980 году Виктория получила первую премию, через два года добилась такого же успеха на международном конкурсе имени Чайковского в Москве. После этих побед у нее было всего два или три выступления в СССР, концерт на Филиппинах, а потом пришло приглашение на гастроли в Финляндию. Концертмейстера скрипачки чиновники почему-то не выпустили, тогда возникла идея: вместо него аккомпанировать Виктории будет Жордания (который к тому времени уже развелся с женой), и они смогут поехать вместе. О плане побега музыканты никому не рассказывали, понимая, что это очень рискованно.

Сайт Виктории Мулловой
Сайт Виктории Мулловой

Разрешения были получены, и летом 1983 года они отправились в Финляндию. Сначала был концерт в Хельсинки, потом — в небольшом городе Куусамо, после этого выступления у Мулловой и Жордании был свободный день. А дальше все произошло как в шпионском детективе. Как только сопровождавшая их сотрудница министерства культуры уехала на какую-то встречу, пара покинула отель, оставив на видном месте в номере скрипку Страдивари, выданную Виктории из Госколлекции на время гастролей. Им удалось нелегально перебраться в Швецию, в Стокгольме Муллова и Жордания обратились в полицию, которая помогла им связаться с посольством США. Пару дней они провели в отеле: было воскресенье, а понедельник пришелся на 4 июля, День независимости США, и посольство снова было закрыто. Потом Мулловой и Жордании быстро оформили документы, и они улетели в Вашингтон.

В США

В ноябре того же года Жордания дебютировал в Карнеги-холле с Американским симфоническим оркестром, заменив заболевшего дирижера. Выступление прошло с большим успехом, на это, возможно, повлияла и история "тайного побега". Виктория сразу же получила контракт, начала давать концерты. В Нью-Йорке они прожили вместе два года, а потом расстались. Муллова уехала в Европу, сделала прекрасную международную карьеру. Скрипачка гастролирует по всему миру, с начала 1990-х не раз приезжала и в Россию.

А Жордания жил и работал в США. В штате Теннесси он в 1985-1992 годах руководил оперным театром и симфоническим оркестром города Чаттануга. Маэстро вывел этот коллектив на новый уровень, а в качестве приглашенных солистов с ним выступали такие знаменитости, как скрипач Ицхак Перлман и флейтист Жан-Пьер Рампаль. В 1991-1993 годах Жордания руководил оркестром города Спокан в штате Вашингтон. Параллельно немало времени он проводил в Южной Корее: был приглашенным дирижером симфонического оркестра Корейского радио, руководил городским симфоническим оркестром Тэгу, сотрудничал с корейской оперной компанией Beseto, выступал с Хосе Каррерасом. Также дирижер гастролировал в Австралии, Новой Зеландии, европейских странах.

-4

Возвращение

В 1990-х Жордания стал приезжать в Россию, Грузию, Украину, выступал с концертами, организовал конкурс дирижеров. В Москве он создал Русский федеральный симфонический оркестр, который, правда, существовал не на постоянной основе, а по сессионному принципу — музыканты собирались вместе для определенных концертов. Жорданию за такой подход к работе критиковали. "Время от времени он наезжает из Штатов в Москву, собирает очередную бригаду из разных оркестров, одна-две репетиции — и миссия главного дирижера вроде бы выполнена", — отмечалось в одной из публикаций. Вместе с тем выступления оркестра получали и сочувственные отзывы в прессе.

В США у Жордании появилась новая семья, в 1988 году у него и его жены Кимберли родилась дочь Мария, а через два года — сын Дмитрий. Последние годы дирижер жил недалеко от Вашингтона — в городе Бродвей (штат Вирджиния), там он и скончался 4 октября 2005 года. После траурной церемонии часть праха музыканта, как он и завещал, доставили в Тбилиси и захоронили в Дидубийском пантеоне писателей и общественных деятелей.

Музыкальную династию продолжил старший сын Жордании — Георгий. Как и отец, он выбрал профессию дирижера, а внук — тоже Вахтанг Жордания — стал пианистом.

Лола Мусаева