Что такое индивидуальная учебная траектория?
Это такой способ обучения, когда сначала проводится тщательный анализ "образовательных дефицитов" ученика-претендента, потом на основе результатов этого анализа разрабатывается образовательная программа, и наконец ребёнок обучается по этой программе.
В общем-то, идея крутая. Если ещё доопределить дефициты ребёнка дефицитами общества, сразу настанет коммунизм (как-нибудь об этой утопии тоже напишу). Это без шуток, идея действительно выше всяких похвал.
[Другое дело, что она не работает: в каждой школе, которые я знаю, обязательно есть обучающиеся по индивидуальным траекториям, но анализ никто не проводит (мол, и так понятно, что ничего не знает), программу никто не разрабатывает (берут общую и меняют название), и вся индивидуальная траектория сводится лишь к индивидуальному повторению общественной траектории (Это в лучшем случае, а то и вовсе просто больше домашек задают).]
И вот некоторые товарищи видят сходство индивидуальных образовательных траекторий и моих "волшебных листочков".
Сходство действительно есть. Каждому ученику выдаётся персональный листочек. При необходимости можно выдавать разные листочки детям в одном классе. А главное, я везде указываю, что этими листочками можно с лёгкостью закрывать все пробелы - достаточно лишь достать нужный листочек из папочки (хотя, как сказать "папочка", у меня была папка-скоросшиватель килограмм на 5).
Но на самом деле, это не индивидуальная траектория. Индивидуальный подход - да. Но траектория самая общая. Для всех детей одна и та же.
Вот чтобы пояснить, что это значит, я сначала о причинах скажу.
Во-первых (оно же и в-остальных, на самом деле), дети в школах учатся так, что буквально 1-2 процента могут похвастаться хоть какими-то системными знаниями. Большинство же детей в лучшем случае знают урывками отдельные темы.
Во-вторых, при всей разности уровней, практика показывает, что есть некоторые "краеугольные" темы, в которых абсолютно одинаково плавают и "отличники", и "двоечники" (одинаково - как кирпич).
И оно как бы получается, что придя в любой класс, мы можем без колебаний выдать любой "волшебный листочек" любому ученику, и быть уверенными, что он будет нужен именно этому ребёнку.
Говоря простыми словами - не важно куда целиться, всё равно попадём.
На базе "волшебных листочков" можно строить индивидуальные траектории - почему бы и нет? Даже более того, я вполне официально использовал их для работы с учениками с индивидуальным графиком обучения (спортсмены, инвалиды, дистанционщики). А уж во времена всяких изоляций эти задания были просто спасением.
Когда я разрабатывал "волшебные листочки", я не делал их с первой по последнюю тему. Я начинал с тем, которые западают у подавляющего большинства детей. Дроби, текстовые задачи, планиметрические чертежи, тепловые явления, законы постоянного тока, кодирование информации. Кое-какие из этих тем (самые востребованные) были разработаны не мной, а автором методики ещё до того, как я занялся образованием вплотную.
Что значит, "у подавляющего большинства"? Бывали случаи, когда я приходил 1 сентября в 7 класс на алгебру/геометрию и выяснялось, что из класса правильно сложить 2/3 + 1/4 может всего один ученик (вычесть 15 - 25 он уже не смог). То есть, весь класс не понимает про общий знаменатель примерно ничего. Почему? Меня никогда сильно не волновало. Я задавался вопросом, как учить этих детей дальше.
Конечно, я взял у автора методики листочки с дробями, с отрицательными числами. Потом доработал свои по чертежам (потому что в 10-м естественнонаучном классе к планиметрической задаче построили чертёж только двое учеников - один неправильный совсем, второй "плохой" чертёж). Потом добавил алгебру, информатику, физику...
То есть, получалось, что по индивидуальной траектории идёт весь класс. А если все супер-герои, то никто не супер-герой. Какая ж это индивидуальная траектория?
Если организовать эти "листочки" с 1 класса и до 11, то такая острая необходимость в индивидуальных траекториях просто отпадёт. Ибо "листочки" просто будут охватывать всю необходимую программу, и каждый ученик обязан пройти каждый "листочек".
Да, дети разные. Да, кто-то будет справляться с листочком быстро и прорешивать половину учебника, а иные - дай Бог - пройдут основные этапы листочка. Но необходимости разводить темы на уроке не возникнет. Во всяком случае, темы будут относительно близкими. Например не будет такого, что, Вася учит дроби, а Миша - производную. (Сейчас оба учат дроби, но Мише ещё надо будет потом поучиться умножать).