Найти в Дзене
Проекты в школе: как победить "актуальность", "цели" и "задачи" без нервов
Я уже написал несколько статей про проекты, про то, зачем они нужны, дал рекомендации, как выбрать тему. Все эти статьи есть в подборке. Откуда взялось это требование - писать в проекте "актуальность", "предмет исследования", "задачи" и так далее. Научный стиль писания требует определённой структуры текста. Это стандартный шаблон, от которого уйти просто невозможно. Фентези требует описания магии, комедия требует юмора, а научный стиль - последовательного изложения кое-каких своих моментов. Если...
4 дня назад
Это такая деградация...
Важную вещь заметил. Заметил давно, однако как-то мало про нее писал. Во многих холиварах в интернетах (и не только) часто звучит мнение, что "слабый" учебник, в котором долго даются простые задания, не очень хороший. Более того, некоторые настаивают, что это плохо. Деградация. Цитата: Моро, второе полугодие первого класса, задания ВСЕ до сих пор в пределах 10!!!! Это такая деградация... В общем, получается, что если в учебнике задания простые, то это плохой учебник. Ну, тут не просто "простые", а "до сих пор простые"...
138 читали · 5 дней назад
Мозг это не нейронная сеть?
Некоторые весьма активные мои читатели порой наталкивают на весьма продуктивные мысли. И вот такой вопрос Вы <...> считаете что мозг - это не нейронная сеть? Тут, наверное, надо начать издалека. Человечество задумывается над вопросами "что есть я?" и "что я есть?" уже не один миллион лет. Кто-то говорит, что человек - это печёнка с селезёнкой, кто - что это память о давно ушедших днях, кто намекает на поступки и проступки. Короче, сколько людей, столько мнений. Пока что более или менее все сходятся в том, что самым сложным элементом человека является мозг...
2 недели назад
Домашние задания и нейросети
Выпал мне в ленте материал рекламного характера, призывающий посетить бесплатные курсы для учителей по способам выявить использование ИИ при выполнении домашних заданий. Ну, сам материал был довольно скучный, статистика там самопальная, но меня заинтересовал сам факт. То есть, факт, что школолольники для домашек давно используют Алису, ЧатГПТ и Дипсик - не удивителен. Сам видел и много раз. И потом - такой инструмент мощный (да ещё и бесплатный) - грех не использовать. Меня заинтересовало вот что...
3 недели назад
Всё есть алгоритм
На днях опубликовал статью, кратко резюмирующую пользу воображения в образовании: Почему объяснять полезно и "симулятор" реальности. То, что я называю "симулятор" - возможность моделировать в воображении реальность и, главное, получать "виртуальный" опыт, который отлично дополнит реальный, и создаст мощное подспорье в изучении школьной программы. Идея "симулятора" взялась не на пустом месте - нечто подобное есть в разных психологических школах, я просто объединил кое-какие концепции, важные именно с точки зрения образования...
1 месяц назад
Почему объяснять полезно и "симулятор" реальности
Я в своих статьях часто пишу, что объяснять бесполезно. Когда учитель начинает объяснять, он перестаёт учить. Это, наверно, ключевой слоган моих статей. Но вообще-то, это не так: объяснения работают. В этом вообще трудность психологии: в ней всё однозначно, но это не всегда так, и не очень точно. Но, давайте обо всём по порядку. Очень часто учитель сталкивается с проблемой объяснения - он никак не может объяснить тему так, чтобы все 100% учеников в классе эту тему поняли. Да что уж там! Положа...
1 месяц назад
Колпачки с колёс, квадроберы и социальная инженерия
Я бы не написал этой статьи, но тут на днях у меня у самого во дворе с колеса машины скрутили колпачок вместе с ниппелем. Я сначала на соседа грешил, мол я его место занял, и он мне так "отмстил". А потом мне попалась информация, что это повальное увлечение молодёжи (в то утро многие опоздали на работы, потому что у них тоже внезапно скрутили ниппели). Погуглил "колпачки с колёс", и внезапно выяснил, что это модный тренд в тик-токе. Ну вот я и решил, что надо эту статью написать. Не для детей - дети всё равно мой блог не будут читать, а для взрослых...
1 месяц назад
Трением пренебречь
Эпиграф — У нас писарь в уезде был, в пачпортах год рождения одной только циферкой обозначал. Чернила, шельмец, вишь, экономил. Потом дело прояснилось, его в острог, а пачпорта переделывать уж не стали. Документ все-таки. Ефимцев, купец, третьего года рождения записан, от рождества Христова, Куликов — второго, Кутякин — первого… КФ "Формула любви" Интересное наблюдение у меня есть в запасе. Опишу его в этой статье. Когда-то наткнулся на сайт с задачами из "боевого" экзамена ЕГЭ. Конкретный город, год, вариант...
2 месяца назад
"Подбор - это не математическое решение".
Встретил интересную статью, с кричащим заголовком: "Нерешаемая задача для 2 класса. Родители возмущаются, не могут решить. Какое число будет под фигурами" Там "простая" задачка про фигуры и их "вес". Такие задачи все почему-то упорно называют "задачами на логику". С точки зрения "взрослой" математики, задача сводится к решению системы линейных уравнений с матрицей 3*3 с ненулевым определителем. То есть, допускает однозначное аналитическое решение каким-нибудь логичным методом Крамера. Задача сформулирована...
2 месяца назад
«Решается в уме». Почему очевидное не очевидно
Значит, сегодня начну слегка издалека. Помните, сколько я писал статей про то, как вообще-то надо решать задачи? Рекомендую ознакомиться, вот приблизительный список: Пример решения задачи по физике, Что же случилось с делением?, Решение задач на второй закон Ньютона (с примером), Применение формул при решении физических задач, Как научить решать любые задачи по физике, Что скрывают учителя физики, объясняя задачи на электрические цепи, "Что брать за X?" Как составлять уравнения к задачам. Что...
2 месяца назад
"От простого к сложному"
Столкнулся я когда-то с любопытнейшим явлением. Кто хотя бы иногда читает мои статьи, знает, что я предлагаю учить детей, позволив им работать самостоятельно над задачами, а не давать им сразу образец решения. Кроме того, я часто разбираю какие-то учебные задачи на "атомы" - показываю простые шаги и элементы, которые ученик должен понимать для того, чтобы эту задачу решить самостоятельно без алгоритма извне. И получается, что даже для самой простой задачи из 6 класса, ученик должен уметь столько всего, что это даже в статье выглядит долго...
2 месяца назад
До чего ученик должен дойти сам?
До чего ученик должен дойти сам, а что можно подсказать? Интересный вопрос. Откуда он взялся? Я в своих статьях часто пишу, что нельзя ребёнку давать алгоритмы, что ученик сам должен их придумать. Мне тут же в комментариях пишут, мол, "я бы посмотрела, как у Вас ребёнок сам доходит до таблицы производных". Что, кстати, вполне справедливо. Хотя при этом все соглашаются, что технологии, в которых ученики сами "добывают" знания, намного эффективнее, чем методика, в которой эти знания ребёнку преподносятся...
2 месяца назад