Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
ЕГЭ. Физика. Задача 26. Обоснуйте...
В экзамене по физике всего 26 заданий. И, соответственно, 26е задание - последнее. Это задание самое сложное из всех. Давайте в нём разберёмся. Сама по себе задача из экзаменационного задания №26 не является сложной. Это довольно типовая задача из раздела "механика". Более того, там порой попадаются задачи вообще в одно действие. Но в задании №26 есть требование обосновать решение задачи. То есть, мало взять формулу закона сохранения импульса. Требуется ещё словами объяснить, почему мы вообще имеем право брать эту формулу...
3 недели назад
ЕГЭ. Физика. Задача 25 за три шага.
Давно я не писал разборов задач из экзаменов. В экзамене традиционно последние 2-3 задачи считаются "повышенной сложности". В физике это задачи 24, 25 и 26. Хоть эти три задачи и условно делятся на разные темы (механика, электродинамика, термодинамика), их можно рассматривать как идентичные. При чём, идентично - простые (решаются в 2 действия). Вот сейчас на примере 25й задачи из экзамена по физике попробуем разобраться, что там такого интересного. Я покажу, как решать "сложные" задачи просто, хоть и немного нестандартно (во всяком случае, начнём мы не с "дано")...
1 месяц назад
Когда количество перерастёт в качество или "повторение - мать учения"
Не так давно я написал статью о том, что количество не превратится в качество. В ней я говорил о том, что даже если ученик прорешает миллион задач на какую-то тему, далеко не факт, что он поймёт эту тему. В тот раз я слукавил. Нет, это не обман, это... "полуправда". Тогда я описал ситуацию с одной стороны. Но жизнь слишком многогранна, чтобы ограничиваться однобоким суждением. Иногда количество действительно перерастает в качество. Действительно, порой "нарешивание" приводит к пониманию. Иначе бы этой формулы просто не возникло у учителей...
1 месяц назад
Цели урока. Мотивация. Рутина.
Наверное, надо даже слегка расширить тему заголовка. Будем говорить не просто о цели урока, а о цели учебного процесса вообще. Просто на примере школьного урока. Я уже несколько раз писал про это. Давайте кратко резюмирую. Вот, например, идёт урок математики. Тема - уравнения. Учитель даёт вводные - что такое уравнение, что значит решить, что такое корень уравнения, что такое неизвестная величина, и т.д. Потом пишет на доске уравнение и даёт ученикам задание - решить это уравнение. Ученики начинают "решать"...
1 месяц назад
Как делать проекты в 4, в 8 и в 10 классах
Я продолжаю цикл статей о школьных проектах. Сегодня хочу осветить важный момент, который часто висит в воздухе. Родители и учителя часто не понимают, какую именно помощь и в каком объеме нужно оказывать школьнику при выполнении проекта. Вот задали ребёнку проект. Что делать? С чего начать? Часто на эти вопросы не может дать вразумительный ответ даже руководитель проекта. Я уже писал ранее, что в рамках школы полноценный, 100% самостоятельный проект ученик не способен выполнить - у него нет ни опыта, ни достаточных знаний, ни исследовательского стиля мышления...
1 месяц назад
Проекты в школе: как победить "актуальность", "цели" и "задачи" без нервов
Я уже написал несколько статей про проекты, про то, зачем они нужны, дал рекомендации, как выбрать тему. Все эти статьи есть в подборке. Откуда взялось это требование - писать в проекте "актуальность", "предмет исследования", "задачи" и так далее. Научный стиль писания требует определённой структуры текста. Это стандартный шаблон, от которого уйти просто невозможно. Фентези требует описания магии, комедия требует юмора, а научный стиль - последовательного изложения кое-каких своих моментов. Если...
1 месяц назад
Это такая деградация...
Важную вещь заметил. Заметил давно, однако как-то мало про нее писал. Во многих холиварах в интернетах (и не только) часто звучит мнение, что "слабый" учебник, в котором долго даются простые задания, не очень хороший. Более того, некоторые настаивают, что это плохо. Деградация. Цитата: Моро, второе полугодие первого класса, задания ВСЕ до сих пор в пределах 10!!!! Это такая деградация... В общем, получается, что если в учебнике задания простые, то это плохой учебник. Ну, тут не просто "простые", а "до сих пор простые"...
227 читали · 1 месяц назад
Мозг это не нейронная сеть?
Некоторые весьма активные мои читатели порой наталкивают на весьма продуктивные мысли. И вот такой вопрос Вы <...> считаете что мозг - это не нейронная сеть? Тут, наверное, надо начать издалека. Человечество задумывается над вопросами "что есть я?" и "что я есть?" уже не один миллион лет. Кто-то говорит, что человек - это печёнка с селезёнкой, кто - что это память о давно ушедших днях, кто намекает на поступки и проступки. Короче, сколько людей, столько мнений. Пока что более или менее все сходятся в том, что самым сложным элементом человека является мозг...
2 месяца назад
Домашние задания и нейросети
Выпал мне в ленте материал рекламного характера, призывающий посетить бесплатные курсы для учителей по способам выявить использование ИИ при выполнении домашних заданий. Ну, сам материал был довольно скучный, статистика там самопальная, но меня заинтересовал сам факт. То есть, факт, что школолольники для домашек давно используют Алису, ЧатГПТ и Дипсик - не удивителен. Сам видел и много раз. И потом - такой инструмент мощный (да ещё и бесплатный) - грех не использовать. Меня заинтересовало вот что...
2 месяца назад
Всё есть алгоритм
На днях опубликовал статью, кратко резюмирующую пользу воображения в образовании: Почему объяснять полезно и "симулятор" реальности. То, что я называю "симулятор" - возможность моделировать в воображении реальность и, главное, получать "виртуальный" опыт, который отлично дополнит реальный, и создаст мощное подспорье в изучении школьной программы. Идея "симулятора" взялась не на пустом месте - нечто подобное есть в разных психологических школах, я просто объединил кое-какие концепции, важные именно с точки зрения образования...
2 месяца назад
Почему объяснять полезно и "симулятор" реальности
Я в своих статьях часто пишу, что объяснять бесполезно. Когда учитель начинает объяснять, он перестаёт учить. Это, наверно, ключевой слоган моих статей. Но вообще-то, это не так: объяснения работают. В этом вообще трудность психологии: в ней всё однозначно, но это не всегда так, и не очень точно. Но, давайте обо всём по порядку. Очень часто учитель сталкивается с проблемой объяснения - он никак не может объяснить тему так, чтобы все 100% учеников в классе эту тему поняли. Да что уж там! Положа...
3 месяца назад
Колпачки с колёс, квадроберы и социальная инженерия
Я бы не написал этой статьи, но тут на днях у меня у самого во дворе с колеса машины скрутили колпачок вместе с ниппелем. Я сначала на соседа грешил, мол я его место занял, и он мне так "отмстил". А потом мне попалась информация, что это повальное увлечение молодёжи (в то утро многие опоздали на работы, потому что у них тоже внезапно скрутили ниппели). Погуглил "колпачки с колёс", и внезапно выяснил, что это модный тренд в тик-токе. Ну вот я и решил, что надо эту статью написать. Не для детей - дети всё равно мой блог не будут читать, а для взрослых...
3 месяца назад