Найти в Дзене
Лошадь всё-таки догнала телегу: учёные открыли счёт на пальцах
В удивительное время живём, товарищи. В ленте новостей выпала шокирующая новость. Она была для меня на столько неожиданной, что я несколько раз перечитывал заголовок - вдруг я что-то упустил? Вот эта новость: Исследователи из Франции и Швейцарии выяснили, что использование пальцев помогает детям лучше понять основы математики. То есть, спустя тысячелетия развития математики, педагогики и смежных дисциплин, наследники Коши, Ферма, Карно, Ролля, Мандельброта, Безу, Лапласа, Д`Аламбера, Лиссажу, Роша,...
1 неделю назад
Демоническая педагогика и школа - два крыла одного самолёта
Ну, что ж. Настало время для следующей публикации, которая ответит сразу на столько вопросов, что половина комментариев под всеми моими статьями мгновенно устареет. В своих статьях я описываю подход к образованию, который в корне отличается от общепринятого. И такой подход (с лёгкой руки некоторых товарищей) я называю сейчас "демоническая педагогика". Там где обычная школа даёт детям образец решения задачи, "моя" демоническая педагогика заставляет ребёнка действовать самому. Там где школа что-то объясняет, демоническая педагогика молчит...
1 неделю назад
Что такое мебель?
Странный вопрос на образовательном канале, не так ли? А вы попробуйте ответить на этот вопрос. Дайте определение слова "мебель" (не заглядывая в словарь, разумеется). Теперь попробуйте вспомнить, откуда вы узнали, что такое мебель. Процесс познания этого абстрактного понятия происходил "на опыте". Вам показывали какой-то предмет, говорили "это мебель", потом другой - "это не мебель". Каждое появление "мебели" или "не мебели" вокруг вас слегка дополняло и уточняло это понятие для Вас лично. Таким...
1 неделю назад
Почему в ОГЭ по математике нет векторов
Очень любопытный вопрос, кстати сказать. В школьной математике по программе проходят вектора (где-то в районе 8 класса), но в экзамене нет ни одной задачки, которая была бы на эту тему. (Справедливости ради, надо отметить, что в экзамене для 11 класса есть задача, которую можно решить с применением знаний о векторной алгебре, но она прекрасно решается и более "примитивными" методами.) И ладно бы в экзаменах тема векторов была бы "одной из" (ну, это когда задача под одним номером может на разные темы быть)...
1 неделю назад
Ыыыть... Или о терпеливости учителя
Что мы представляем себе, когда слышим об учителе отзыв "терпеливый"? Сразу в голове рисуется картинка, в которой учитель терпеливо объясняет нерадивому ученику какую-то тему. Раз за разом говорит что-то типа "показываю ещё раз, как надо". Пытается объяснить разными способами, подбирает метафоры... Такой учитель никогда не скажет "да как ты не понимаешь?!", не накричит на ученика, не уйдёт, хлопнув дверью, даже если ученик ему грубит. Красивая картинка? А много ли у вас примеров учителей, которые...
2 недели назад
Педагогические измерения и цели
Я написал цикл статей про "демоническую педагогику". В некотором роде она противопоставляется классической педагогике. И эта статья - часть цикла, даже если я не буду напрямую говорить о демонической педагогике. В классической педагогике акт учения заключается в передаче ученику определённых знаний (в том числе - алгоритмов) с последующей отработкой действий до автоматизма. Всё заранее известно и прозрачно. В демонической же педагогике в качестве акта учения используется провокация. Ученик помещается...
2 недели назад
Знания или навыки?
Продолжаю серию статей о "демонической педагогике". В прошлых статьях я описал проблему и предложил непривычный многим взгляд на образование. Название указывает на аналогию обучения со сказочным шаблоном "демонического договора", который заключают герой и какая-нибудь демоническая сущность (не обязательно демон, это может быть дракон в восточной мифологии или джинн в азиатской, а то и наша Баба Яга). Смысл демонической педагогики в трёх особенностях. Первое: герой (в нашем случае - ученик) не знает, что его ждёт, и для чего он делает всё, что делает...
2 недели назад
Какие темы должны быть в учебниках
В общем-то, мой постоянный читатель сам сходу сможет ответить на вопрос "какие темы должны быть в учебниках?" Это же очевидно. Любые. Даже более того, то же можно сказать про организацию тем: они могут идти в совершенно любом порядке, скакать как угодно и вообще ни к чему не привязываться. Для кого-то из читателей это оказалось внезапным? Думаю, что да, но после некоторого размышления, можно увидеть, что я имею в виду. Кстати, тем, кто ещё не прочитал, рекомендую мою статью о демонической педагогике...
2 недели назад
Демоническая педагогика
Сейчас хочу поднять довольно странную тему. Точнее, она пока только кажется странной, но на самом деле, эта тема очень даже логичная и правильная. Особенно в свете моих статей про логику учебников. Вот есть такая штука в сказках - "демонический договор". Звучит довольно зловеще, но часто в такой договор оказывается лишь на пользу героям. Что такое демонический договор? Он заключается между человеком и некоей демонической сущностью (потому и "демонический"). Это не всегда прямо демон, это может...
3 недели назад
Почему в школьных учебниках такие бредовые темы
Эта тема меня давно интересовала. Не в плане поиска ответа (ответ у меня есть: потому что авторы пытаются сделать учебники максимально правильными), а в плане поиска единомышленников. И вот сейчас с нескольких сторон мои собеседники независимо друг от друга подняли этот вопрос. Кратко опишу суть претензии цитатой из комментария к недавней моей статье: "<...>Зачем было вводить ВиС и выпускать НОВЫЙ учебник Виленкина для 6 класса со старым разделом про среднее арифметическое?! Нет больше этой темы в математике...
167 читали · 3 недели назад
Зачем в школе ввели [любой новый предмет]?
Почему-то мне в ленте выпали сразу несколько статей с такими заголовками. Зачем в школе ввели: разговоры о важном, однкр, вероятность и статистику, китайский язык... ? Большая часть статей по смыслу не "зачем...", а "ну и зачем...". Вот только утром прочитал (пролистал, ибо уже не первая) статью, в которой автор (заслуженный репетитор всех репетиторов) рассуждает, что не понимает смысла вводить курс "вероятность и статистика" в школьную программу. Да там ещё комментарии с сотнями "лайков", мол, это блажь чиновников...
126 читали · 2 месяца назад
Исследовательские проекты: выбор темы
Продолжаю тему исследовательских проектов в школе. Ранее я уже объяснил, что такое проекты, зачем реально они нужны в школе, и какой стратегии придерживаться, чтобы это не стало профанацией. Коротенько восстановлю: Проекты - это очень крутое начинание, которое по ряду причин пока не работает. При внешней "обычности", проекты имеют очень важную над-цель - формирование исследовательского стиля мышления у ученика. Один грамотный проект может заменить несколько лет обучения по конкретному предмету (поэтому я и предлагал перераспределять время в ущерб программе и в пользу проектов)...
2 месяца назад