Найти в Дзене

ЧУДЕСА НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТИ: НА ЧТО СПОСОБЕН НАШ МОЗГ?

22 августа отмечается Всемирный день мозга. Дата выбрана не случайно — в 1957 году в этот день была основана Всемирная федерация неврологии. Цель дня мозга, который начал отмечаться с 2014 года — пополнять знания людей о значимости мозга, предупредить об опасностях его патологии. Мозг – сложный и важный орган, управляющий всеми функциями организма, от базовых рефлексов до сложных мыслительных процессов. Он отвечает за наше сознание, восприятие, движения, эмоции и память.

На что он способен? Об этом расскажет врач лучевой диагностики с уклоном в нейрорадиологию Анна Хоружая. Приятного чтения!

Наша жизнь сейчас становится все больше похожей на гонки «Формулы 1», общество перестраивается на новые виртуальные и «облачные» варианты взаимодействия, технологический прогресс не просто бежит, он летит с огромной скоростью. Хороший пример тому – возвращение к нейросетям и их значительное усовершенствование, которое берет вектор на создание «сильного» искусственного интеллекта. Эти компьютерные алгоритмы позволяют обрабатывать информацию подобно мозгу человека, только в тысячи раз быстрее. Поэтому мы тоже находимся в постоянном движении, осваиваем возможность работы в любых условиях и на любом удалении от места работы – благо, интернет позволяет. Но без одного важного свойства – нейропластичности – ничего этого бы не произошло.

Польский нейрофизиолог, врач-психиатр, член Польской академии наук. Ежи Конорский
Польский нейрофизиолог, врач-психиатр, член Польской академии наук. Ежи Конорский

Впервые термин «пластичность» ввел еще более века назад (в 1890 году) американский психолог и философ Джеймс Уильям. Но тогда у науки не было возможности его обосновать, поэтому в течение следующих 50 лет его незаслуженно забыли, пока в 30-40-е годы прошлого века за него не взялся польский нейрофизиолог Ежи (или Юрий) Конорский. В своем фундаментальном труде «Интегративная деятельность мозга» он впервые заговорил о том, что мы можем меняться и приспосабливаться к различным условиям за счет гибкости нейронных связей, и это происходит не только в детстве, как раньше полагалось, но и в течение всей жизни.

10% мозга

Хорошим показателем нейропластичности может стать одна история. Однажды в 2007 году француз 44 лет стал чувствовать легкую слабость в ноге. Все бы ничего, но слабость усиливалась, поэтому он решил обратиться к врачу. Обычно в таких случаях приходят к неврологам, что он и сделал. Невролог, в свою очередь, назначил МРТ, и вот тут-то и обнаружилось… 10% мозга. В прямом смысле. Остальные 90% черепной коробки были заполнены жидкостью. При этом человек совершенно нормально общался с врачом, не испытывал трудностей в работе госслужащим и имел низковатый, но все же в пределах нормы IQв 75 баллов.

Дело в том, что мозг медленно разрушался из-за накопления жидкости в черепе в течение 30 лет. Гидроцефалию у мужчины диагностировали еще в младенчестве, из-за чего врачи поставили специальный стент, который помогал оттоку влаги, но в 14 лет его удалили. Видимо, именно с этого момента началось медленное разрушение тканей, оставив «в живых» в итоге лишь тонкий наружный слой.

Директор по исследованиям Национального фонда научных исследований и профессор когнитивных наук факультета психологии Свободного университета Брюсселя.
Директор по исследованиям Национального фонда научных исследований и профессор когнитивных наук факультета психологии Свободного университета Брюсселя.

На основе этого случая Аксель Клирманс, когнитивный психолог из Université Libre de Bruxelles в Бельгии, выдвинул теорию, которую назвал тезисом радикальной пластичности. Ученый считает, что «центр сознания» - основной когнитивной функции, которая делает нас теми, кто мы есть – может располагаться в любом отделе мозга именно потому, что он чрезвычайно пластичен. Мы не рождаемся с сознанием, оно базируется на обучении, а обучение продолжается всю жизнь.

Разрушая, совершенствуй

Не все ученые с ним согласны насчет сознания, но с одним уже не спорят точно – мозг «подстраивается» под обстоятельства. Считается, что это возможно благодаря явлению синаптического или нейронального прунинга – сокращения числа синапсов или нейронов для того, чтобы повысить эффективность работы нейронных сетей.

Представить это можно следующий образом: когда сотрудника в офисе не отвлекают постоянные телефонные звонки, сообщения в корпоративном чате, разговоры с коллегами или то и дело повторяющиеся приглашения на чай, то свою работу он выполнит гораздо внимательнее и в более короткий срок. Также и мозг: избыточная и часто не нужная сигнализация с разных сторон добавляет много «шума» и «отвлекает» его от конкретной задачи или комплекса задач. Конечно же, это не происходит без образования множества новых, направленных и необходимых связей.

Нейропластичность может проявляться на разных уровнях, от перестроек обмена веществ внутри клеток вплоть до крупномасштабных изменений в органической структуре целого мозга с переназначением «ролей» в коре и стволе. В современной медицине это явление используется в возвращении функций поврежденного мозга после черепно-мозговых травм, инсультов, нейродегенеративных заболеваний, даже при условии того, что исходно пораженная структура не восстанавливается. Благодаря ему мы способны выучивать, например, в 30-40 лет четвертый язык, садиться на мотоцикл или в седло лошади, становиться на коньки или сноуборд. В нем – основа того, как хорошо мы сможем приспособиться в непрерывно меняющейся вокруг нас среде.

Наш мозг в этом уникален и работает не на 10%, согласно распространенному мифу, а на все 100%, не отдыхая ни секунды и давая нам возможность быть высокоорганизованными и высокоинтеллектуальными индивидами. Помните об этом.

Как поддержать нейропластичность?

Увы, мозг не молодеет, и с возрастом «пластилиновые» возможности угасают, хотя сохраняются в некотором объеме вплоть до самой смерти. С этим угасанием связано и снижение когнитивных возможностей. Но есть несколько научно обоснованных способов, которые реально работают (как показали обширные популяционные и продолжительные исследования) в качестве профилактики возрастных нарушений и поддержания работы мозга. И самое главное – про эти способы знает даже ребенок.

  • физическая активность 3,5 часов в неделю минимум, в идеале – более часа в день;
  • нормальный сон 7-8 часов плюс 30-60 минут дневного сна 3-5 раз в неделю;
  • занятие музыкой, рисованием, чтением, изучением иностранных языков, решение интеллектуальных задач, новые двигательные активности, которых в вашей жизни еще не было;
  • здоровая масса тела;
  • положительные эмоции, социализация и взаимная помощь – уход за детьми, внуками (можно и не за своими), совместные тренировки и виды деятельности (фитнес, клубы по интересам, походы и прогулки).

Кажется банальным, не так ли? Но главное – работает.