Найти тему
Metamorphoses/bmm.ru

Несколько фактов о Микеланджело Меризи, известном как Караваджо

В издательстве Metamorphoses вышла в продажу новинка — комикс, посвященный одному из самых ярких художников эпохи барокко — Караваджо. Это издание представляет собой не просто графический роман, но настоящее путешествие в жизнь и творчество Микеланджело Меризи, более известного как Караваджо. Сегодня мы хотим рассказать о некоторых интересных фактах из биографии великого мастера, которые отражают его сложный и драматичный путь.

Заказать книги с дополнительной скидкой 20% по промокоду AMOR вы можете на нашем сайте bmm.ru

Детство, омраченное утратами

Караваджо родился в 1571 году, когда бубонная чума еще опустошала большую часть населения Европы. Его отец, дед и бабушка умерли от чумы, когда Караваджо было всего шесть лет, а его мать скончалась от болезни четыре года спустя. В возрасте двенадцати лет он начал учиться в мастерской Симоне Петерцано, что обеспечило ему карьеру художника еще в детстве. Настоящее имя художника — Микеланджело Меризи, но известен он стал под псевдонимом Караваджо.

На службе Контрреформации

В конце XVI века католическая церковь активно боролась с протестантизмом в рамках Контрреформации. Одним из средств этой борьбы стало искусство, через которое церковь стремилась утвердить свое превосходство и вернуть верующих. Караваджо, с его глубоким реализмом и способностью драматично передать внутренний мир своих героев, оказался идеальным художником для выполнения этих задач. Его картины поражают не только своей театральностью и использованием светотени, но и тем, как он помещал образы святых и религиозные сюжеты в сцены, населенными бедняками и отверженными.

Пионер итальянского барокко

Караваджо был пионером тенебризма, техники, которая использует интенсивное кьяроскуро («chiaroscuro» — эффект контраста света и тени). Этот эффект, подобный прожектору, создавал драматичную атмосферу, подчеркивал эмоции и напряжение в сценах, которые он изображал. Именно тенебризм стал одной из ключевых характеристик стиля барокко, а мастерство Караваджо в этой технике было безупречным.

Скорость работы и продуктивность

Караваджо умер молодым, в возрасте 38 лет. Но несмотря на короткую жизнь, художник оставил значительное наследие. Он работал быстро, что позволяло ему создавать масштабные полотна одно за другим. Караваджо предпочитал писать прямо на холсте, без предварительных эскизов, и часто использовал в качестве моделей людей, которых встречал на улицах. Эта особенность его работы позволяла ему не только быстро завершать картины, но и придавать им исключительную живость и реализм.

Годы изгнания и борьбы за выживание

В дуэли Караваджо убил Рануччо Томассони, трактирного приятеля. В наказание за убийство Томассони Караваджо был выдан смертный приговор, который мог быть приведен в исполнение в любое время в Риме. Он бежал в Неаполь, где скрывался в домах знатных семей, включая Сфорца и Колонна, и на Мальту, независимое государство, которое приняло его без опаски. На протяжении всего изгнания он продолжал работать, отправившись на Сицилию, где написал несколько своих самых любимых и влиятельных работ, в том числе «Обезглавливание Иоанна Крестителя».

-2

Отражение собственной боли

Караваджо изобразил себя на многих своих картинах, но наиболее впечатляюще он выглядит в образе молодого болезненного Вакха на портрете 1594 года. Тогда Караваджо тяжело болел (судя по всему, малярией). После того, как болезнь оставила его, художник принялся за работу и в качестве натуры выбрал самого себя: наблюдал за собой в зеркале. Вакх, физически похожий на Караваджо, на картине выглядит худым, бледным и почти обезумевшим от болезни. Картина сохраняет манеру Караваджо в том, чтобы ставить акцент на контрасте между объектом живописи и окружающим его мраком.

-3

Тайна смерти и всемирная слава

Караваджо умер в возрасте 38 лет, но обстоятельства его смерти до сих пор остаются загадкой. Согласно одной из версий, его ранили в драке, и эти раны оказались смертельными. Это ранение стало финальной точкой в жизни, полной страданий и борьбы, но его наследие продолжает жить. Эпитафия, написанная другом Караваджо, гласит: «В живописи равный не художнику, но самой природе». Эти слова лучше всего отражают масштаб таланта и значимость вклада Караваджо в мировое искусство.

Книги Мило Манары «Караваджо» — это возможность прикоснуться к жизни великого мастера, увидеть его путь и почувствовать страсть, которая пронизывала все его творчество.