Ах, как же прекрасно наблюдать за тем, как российские власти, подобно злодеям из старых фильмов, решительно добивают любые попытки простого народа наслаждаться доступными иномарками. Кажется, что в Минпромторге решили окончательно подтвердить статус «всевидящего ока», зорко наблюдающего за тем, чтобы никто, не дай бог, не привёз себе машину по «неприлично» низкой цене. И вот он, новый проект постановления — настоящий шедевр бюрократического искусства, который с лёгкостью убивает даже надежду на покупку дешевого автомобиля.
Давайте разберём этот шедевр по частям, чтобы оценить всю глубину замысла. Начнем с утилизационного сбора. Казалось бы, утилизация — это дело благородное, забота об экологии и всё такое. Но в исполнении наших властей утилизационный сбор — это нечто большее. Это инструмент для того, чтобы выжать все соки из любого, кто осмелился мечтать о доступной машине с двигателем от 1 до 2 литров. Сбор поднимется почти в два раза — до фантастических 556 тысяч рублей! Это не просто цифры, это плевок в лицо всем, кто надеялся немного сэкономить и купить иномарку подешевле. Ведь зачем нам доступные автомобили, когда можно сделать их роскошью, доступной только избранным?
А если вы, не дай бог, задумались о машине с двигателем чуть больше — например, от 2 до 3 литров — то приготовьтесь к настоящему финансовому кошмару. Ведь теперь за такую «роскошь» придётся выложить до 2,366 млн рублей. Тут уже не до смеха — это почти стоимость квартиры в некоторых регионах! Но, похоже, власти решили, что лучше вы будете ходить пешком, чем ездить на иномарке.
Но на этом сюрпризы не заканчиваются. Вы думали, что льготный утильсбор для физических лиц — это спасение? Как бы не так! С 1 октября всё будет не так просто. Если вы решите ввести автомобиль из стран ЕАЭС, то вам придётся ждать целых 12 месяцев, чтобы воспользоваться этим льготным сбором. Да, именно год вам придётся выжидать, чтобы ваша покупка не оказалась просто бесполезным вложением. Видимо, в Минпромторге решили, что каждый автомобиль должен пройти своеобразный «карантин», прежде чем попасть в руки россиянина. Интересно, это какой-то новый способ закалки транспортных средств?
Но апогеем этого фарса становится отмена льготного утильсбора для электромобилей с 2025 года. В эпоху, когда весь мир стремится к экологически чистому транспорту, Россия, как всегда, идёт своим уникальным путём. Почему бы не обложить электромобили таким сбором, чтобы даже самые упорные «зеленые» активисты задумались о том, чтобы пересесть обратно на бензиновую машину? Ведь теперь за новый электромобиль придётся выложить 667 400 рублей, а за старый — свыше миллиона. И всё это ради чего? Чтобы показать миру, что экология — это не наш приоритет? Или чтобы убедиться, что никто не посмеет пересесть на машину без выхлопной трубы?
В итоге, складывается впечатление, что власти намеренно создают такие условия, чтобы импорт дешёвых автомобилей стал невозможен. Весь этот проект постановления выглядит как тщательно продуманная операция по уничтожению последних надежд на доступное автопотребление. Юрлица уже давно лишились возможности экономить на растаможивании, а теперь очередь дошла и до физических лиц. Это будто спектакль, в котором сценарий написан таким образом, чтобы каждый акт был ещё более абсурдным, чем предыдущий.
Но не стоит думать, что это конец. Возможно, впереди нас ждут ещё более креативные решения от наших властей. Может, следующая идея будет ввести налог на мечты о покупке иномарки? Ведь как ещё объяснить, почему простым гражданам не дают возможности привезти себе автомобиль за адекватные деньги?
В заключение хочется сказать, что в этой истории есть лишь один положительный момент: мы, простые граждане, можем быть уверены, что наш отечественный автопром будет защищён от иностранной конкуренции. Ведь когда у людей не остаётся выбора, они вынуждены брать то, что есть. И не важно, что это «то» может оказаться намного хуже, дороже и менее надёжным, чем иномарка. Главное, что утилизационный сбор выполнит свою задачу — оградить нас от соблазна приобрести что-то хорошее и доступное из-за границы.