Не устану повторять, дорогие мои, что я всегда выступаю за холодный ум и трезвый расчет. Особенно в правовых вопросах и нотариальных действиях как частном случае этих самых вопросов.
И сегодня к нам заходили именно такие расчетливые люди с холодным умом и трезвым подходом. Что примечательно, приходили открывать наследственное дело. А это, доложу я вам, такая область, где без эмоций редко обходится. Даже если оставить в стороне простое человеческое горе, испытывать которое вполне естественно после утраты близкого человека. Нет, я про другую сферу эмоций. Когда родственники начинают бросаться друг на друга с разными обвинениями и упреками. Тут следует отметить, что, несмотря на шквал эмоций, тонны взаимных обвинений и укоров, все это зачастую остается без юридических последствий. Граждане жгут нервные клетки вхолостую.
Дело тут вот в чем. Редкое наследственное дело обходится без попытки ограничить кого-то из наследников в правах. Если есть завещание, то начинаются вопросы: а почему оно такое и почему этому достается то, а этому другое, тогда как сами наследники прикидывали все совсем наоборот. Если завещания нет, то те же вопросы возникают с обязательными долями. Но и в том и в другом случаях всегда обнаруживается родственник, который, по мнению прочих наследников, недостоин своей доли. Причем это может быть и главный наследник. Как правило, родственники оперируют железными аргументами в виде фраз: «Да он же для покойного ничего не делал!», «Всю жизнь у него на шее сидел, а теперь еще и наследство получает!» и так далее в том же духе. Заметим, что иногда родственники в своих претензиях абсолютно правы. Проблема в том, что «недостойный наследник» – правовой статус, который должен быть установлен судом на основании веских доказательств. Одних заявлений и моральных оценок родни тут совершенно недостаточно. Именно поэтому обуянные праведным гневом родственники, обращаясь в суд, как правило, остаются ни с чем. А нерадивый наследник на полных правах вступает в наследство.
Это, конечно, вызывает новую волну негативных эмоций, брызги которой летят и на нотариуса. Ведь это он, в конце концов, выдает свидетельство о праве на наследство. Значит, он во всем и виноват. Не удосужился признать кого-то недостойным наследником! Правда, граждане упускают из вида тот факт, что нотариус в принципе не занимается признанием наследников недостойными. Это не его сфера ответственности. Единственное, что может нотариус в этом отношении, – исключить кого-либо из числа наследников. Как это произошло сегодня. Понятно, делается это не с бухты-барахты и не по просьбе прочих наследников, подкрепленной единственно голословными заявлениями. Нет. Нужно веское основание в форме судебного постановления.
Сегодняшние наши посетители пришли подготовленными. У них на руках было приговор суда по делу о преступлении наследника (того, которого требовалось исключить) против другого сонаследника. Если точнее, наследник угрожал сонаследнику расправой, если он не откажется от наследства. О чем сохранились переписка в мессенджере и записи телефонных разговоров. Этого оказалось достаточно для признания буйного наследника виновным по статье 119 Уголовного кодекса РФ. Понимаете, в чем тут юридическая тонкость? Наследник как бы и не признан недостойным, но сонаследники получили законное основание исключить его из числа претендентов на наследство. Холодный ум и расчет! Ну и, видимо, смелость. Не испугались угроз, обратились в органы, добились результата. Конечно, всю ситуацию в целом это не украшает, но не будем судить... Все-таки это лучше, чем бурные сцены, жгучие, но бесплодные обвинения и полное разочарование в конце.