Найти в Дзене
Una Volta

Родство джаза и барокко

В истории часто так бывает, что явления повторяются через много сотен лет, а события из разных эпох вдруг оказываются родственными, несмотря на то, что их предпосылки очень разные.  История музыки не исключение. Так, например, барокко и джаз отстоят друг от друга по времени на несколько веков, но между ними существует ряд глубинных музыкальных параллелей и взаимосвязей.

В эпоху барокко, расцвет которого был в XVII-XVIII веках, музыка отличалась ярко выраженной импровизационностью, свободным обращением с гармонией и ритмом, обилием украшений, которые исполнитель придумывал самостоятельно. Композиторы того времени, такие как Иоганн Себастьян Бах, Джованни Перголези, Антонио Вивальди, часто использовали в своих произведениях элементы импровизации, контрастную смену темпов и фактурных пластов. Этот дух спонтанности и игры с музыкальными формами во многом перекликается с самой природой джаза.

-2

В свою очередь, возникновение джаза в конце XIX - начале XX веков вобрало в себя множество музыкальных традиций: спиричуэлс, блюз, рэгтайм и регги. Позднее, в 1960-е года на джазовую музыку повлияли ещё и фанк, соул, рок и этническая музыка.

Некоторые исследователи, например, Дэвид Беру, не исключают влияние на джаз и барочной музыки, называя джаз "естественным продолжением" барочной музыкальной практики. Эти два музыкальных направления действительно роднят синкопированные ритмы, полиритмия, гармоническая свобода и импровизационность. Но есть большие сомнения, что в начале XX века исторически информированное исполнительство могло так сильно повлиять на джазовую музыку. Оно ещё не было так сильно распространено.

-3

Тем не менее, многие джазовые музыканты обращались к репертуару композиторов барокко, перерабатывая и интерпретируя их темы. Так, например, легендарный джазовый пианист Телониус Монк создал свою версию фуги И.С. Баха, а трубач Майлз Дэвис вдохновлялся концертами Вивальди. Таким образом, диалог между барокко и джазом продолжается и по сей день, доказывая глубинную взаимосвязь этих музыкальных миров.

В целом, можно сказать, что общность барокко и джаза коренится в их творческом подходе - стремлении к импровизационности, виртуозности, гармоническому и ритмическому новаторству. Каждое из этих музыкальных направлений - это стремление к музыкальной свободе, просто из разных эпох.