Найти в Дзене

3 удивительных конных портрета

Люди с давних времен стремились понять окружающий мир. Для выживания они строили древние города, чтобы объединяться в группы, охотились, собирали грибы, ягоды. Также важнейшей сферой выживания для людей стало одомашнивание диких, но полезных в быту животных.

Ученые считают, что первым домашним животным стал волк. Примерно 10-15 тысяч лет назад волки, а также шакалы постепенно стали первыми домашники собаками.

В этом сравнении лошади были приручены сравнительно недавно: 5-6 тысяч лет назад. Генетически это был дикий вид лошадей - тарпаны, которые в настоящее время считаются вымершими. Но часть ученых считает, что родословная лошадей начинается от лошади Пржевальского.

Лошадь Пржевальского. Автор: Claudia Feh
Лошадь Пржевальского. Автор: Claudia Feh

Одним из первых изображений лошадей стал наскальный рисунок в пещерах Ласко, что на юго-западе Франции. Среди многих изображений крупного рогатого скота есть и рисунок лошади, возраст их составляет 17 тысяч лет.

Изображение лошади из пещер Ласко, сделанное кроманьонцами на их охотничьем маршруте в каменном веке
Изображение лошади из пещер Ласко, сделанное кроманьонцами на их охотничьем маршруте в каменном веке

Прошло много времени и человек только утвердился в жизненной необходимостм лошадей, в частности из-за ведения боёв на лошадях, или из-за использования их в сельском хозяйстве. И в эпоху Возрождения (а именно раннего Возрождения конец XII и на всем протяжении XIII веков) актуальность их была на высоком уровне. Изображение всадника на коне считалось символом высокого социального положения.

Погребальный памятник сэру Джону Хоквуду.
Погребальный памятник сэру Джону Хоквуду.

Паоло Учелло построил фреску согласно новому учению о песпективе. Лошадь изображена с поднятой одной передней ногой. Фигура античного типа верхом. Её прототипом стали статуи бронзовых лошадей собора Святого Марка.

Учебный рисунок лошадей собора Святого Марка, Академия Каррара, Бергамо.
Учебный рисунок лошадей собора Святого Марка, Академия Каррара, Бергамо.

Теперь рассмотрим другой конный портрет с другого конца света.

Кано Мотонобу. Конный портрет Хосокавы Сумимото. 1507 г. Музей "Эйсэй Бунко".
Кано Мотонобу. Конный портрет Хосокавы Сумимото. 1507 г. Музей "Эйсэй Бунко".

В период Муромати (эпоха Японии с 1392 по 1573 гг) Кано Мотонобу( 1476 - 1559 гг.) - это японский художник, и его работы стали в последующем успешной школой живописи Кано. В своем творчестве он объединил достижения китайской художественной традиции с японскими достижениями.

Кано Мотонобу учился технике живописи у своего отца, показал свой выдающийся талант и получал множество заказов от сёгуната Асикага, от правителей, купеческого сословия, а также от буддийской общины.

Рассмотрим пример конного портрета времён Российской империи.

А.Д. Меншиков на коне. 1707 г. Гравюра. ГМИИ имени А. С. Пушкина.
А.Д. Меншиков на коне. 1707 г. Гравюра. ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Эта портретная гравюра составляет пару к гравюре Петра Первого, восседающего на коне.

Искусство гравюры было значимо для России начала XVIII века. Гравюры отправлялись в тираж и рассылались по городам России и за границу.

Здесь Меншиков изображен в триумфальной позе. Его окружают оруженосцы и музыканты, трубящие в фанфары. Значимость Меншикова подчеркивается большим ростом героя.

Автором гравюры считался ученик Адриана Шхонебека Питер Пикарт ( 1668-1737 гг.)

В конце XX века поднялся вопрос об авторстве гравюры. Выяснилось, что конный портрет Меншикова во многом происходит от портрета штатгальтера Нидерландов и короля Англии Вильгельма III Оранского. Автор его широко известный голландский гравёр Ромейн де Хооге.

Шхонебек учился у де Хооге и собрание гравюр учителя привёз с собой в Россию. Образцами пользовались и он, и его ученики. И так как часто художники переделывали черты лиц и гербов, то встал вопрос о сомнении в авторстве гравюры Пикарта.

Исследование показало: гравировальная доска "Портрет А.Д.Меншикова на коне" не была изготовлена в Голландии. Её создал в России сам Пикарт. Просто переделка гравюр с имеющимися образцами была обычной практикой того времени в искусстве гравюр.

Больше интересного читайте на канале "История и просвещение"!!!

Подписывайтесь!!!

Ставьте лайки!!!