Люди с давних времен стремились понять окружающий мир. Для выживания они строили древние города, чтобы объединяться в группы, охотились, собирали грибы, ягоды. Также важнейшей сферой выживания для людей стало одомашнивание диких, но полезных в быту животных.
Ученые считают, что первым домашним животным стал волк. Примерно 10-15 тысяч лет назад волки, а также шакалы постепенно стали первыми домашники собаками.
В этом сравнении лошади были приручены сравнительно недавно: 5-6 тысяч лет назад. Генетически это был дикий вид лошадей - тарпаны, которые в настоящее время считаются вымершими. Но часть ученых считает, что родословная лошадей начинается от лошади Пржевальского.
Одним из первых изображений лошадей стал наскальный рисунок в пещерах Ласко, что на юго-западе Франции. Среди многих изображений крупного рогатого скота есть и рисунок лошади, возраст их составляет 17 тысяч лет.
Прошло много времени и человек только утвердился в жизненной необходимостм лошадей, в частности из-за ведения боёв на лошадях, или из-за использования их в сельском хозяйстве. И в эпоху Возрождения (а именно раннего Возрождения конец XII и на всем протяжении XIII веков) актуальность их была на высоком уровне. Изображение всадника на коне считалось символом высокого социального положения.
Паоло Учелло построил фреску согласно новому учению о песпективе. Лошадь изображена с поднятой одной передней ногой. Фигура античного типа верхом. Её прототипом стали статуи бронзовых лошадей собора Святого Марка.
Теперь рассмотрим другой конный портрет с другого конца света.
В период Муромати (эпоха Японии с 1392 по 1573 гг) Кано Мотонобу( 1476 - 1559 гг.) - это японский художник, и его работы стали в последующем успешной школой живописи Кано. В своем творчестве он объединил достижения китайской художественной традиции с японскими достижениями.
Кано Мотонобу учился технике живописи у своего отца, показал свой выдающийся талант и получал множество заказов от сёгуната Асикага, от правителей, купеческого сословия, а также от буддийской общины.
Рассмотрим пример конного портрета времён Российской империи.
Эта портретная гравюра составляет пару к гравюре Петра Первого, восседающего на коне.
Искусство гравюры было значимо для России начала XVIII века. Гравюры отправлялись в тираж и рассылались по городам России и за границу.
Здесь Меншиков изображен в триумфальной позе. Его окружают оруженосцы и музыканты, трубящие в фанфары. Значимость Меншикова подчеркивается большим ростом героя.
Автором гравюры считался ученик Адриана Шхонебека Питер Пикарт ( 1668-1737 гг.)
В конце XX века поднялся вопрос об авторстве гравюры. Выяснилось, что конный портрет Меншикова во многом происходит от портрета штатгальтера Нидерландов и короля Англии Вильгельма III Оранского. Автор его широко известный голландский гравёр Ромейн де Хооге.
Шхонебек учился у де Хооге и собрание гравюр учителя привёз с собой в Россию. Образцами пользовались и он, и его ученики. И так как часто художники переделывали черты лиц и гербов, то встал вопрос о сомнении в авторстве гравюры Пикарта.
Исследование показало: гравировальная доска "Портрет А.Д.Меншикова на коне" не была изготовлена в Голландии. Её создал в России сам Пикарт. Просто переделка гравюр с имеющимися образцами была обычной практикой того времени в искусстве гравюр.
Больше интересного читайте на канале "История и просвещение"!!!
Подписывайтесь!!!
Ставьте лайки!!!