Найти в Дзене

Карьерные стратегии. Сущность карьеры и карьерных стратегий

Фото из общедоступного источника (Яндекс.Картинки)
Фото из общедоступного источника (Яндекс.Картинки)

Карьера– важная составляющая структуры потребностей самореализации современного человека. Этот фактор оказывает влияние на степень удовлетворенности трудом и жизнью в целом. Успешность карьеры обеспечит человеку уверенность и материальное благополучие, удовлетворенность в самореализации, уважении, власти и других психологических потребностях, а также обеспечит развитие человека и расширение его возможностей.

Карьера - это:

  • продвижение в какой-либо сфере деятельности;
  • достижение популярности, славы, выгоды;
  • обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).

Сейчас вместо слова «Карьера» часто используется словосочетание «Социальный лифт».

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьерная стратегия — это способ построить карьеру таким образом, чтобы сам метод продвижения и организации деятельности обеспечивал оптимальное использование движущих механизмов и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления. Стратегической целью является обеспечение устойчивости карьерного процесса. Карьерная стратегия включает в себя цели, которые человек преследует в своей карьере, их сочетание с жизненными ценностями и основные принципы и правила реализации карьерных целей.

При планировании профессионального пути важно помнить, что карьера это поэтапный процесс достижения целей, в котором важно учитывать "человеческий фактор" индивида, т. е. интересы, предпочтения, особенности психики, личные качества человека. Перед планированием профессиональной карьеры в той или иной сфере нужно выяснить отношение человека к ней, понимание работы в данной области, общий эмоциональный настрой и уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов побуждения человека к трудовой деятельности также могут выступать особенности воспитания, нравственные убеждения, внешние ситуации и т. д.

Процесс построения карьеры начинается с выбора профессионального пути и проходит стадии обучения, поступления на работу, профессиональный рост. Карьера начинается не с первого назначения на должность, а с правильного выбора сферы деятельности человека.

Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов:

1.Нужно знание профессий и требований, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить развитие и достижение профессионального роста в компании с учетом возможных запасных вариантов смены вектора движения при возникновении препятствующих обстоятельств.

2.Нужно правильно определить интересы и склонности человека, оценить возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

3.Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. В целом рынок труда рассматривается как динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

4.Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

После этого следует отобрать несколько смежных наиболее подходящих профессий и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели. Когда выбор сделан необходимо определиться со стратегией развития.

В ходе своей жизнедеятельности человек постоянно обучается новому, получает новые знания, умения и осваивает новые навыки, и тем самым обеспечивается карьерный рост.

Знание - это информация об объективной реальности, зафиксированная в памяти человека и осознанно воспринятая.

Умение - это готовность самостоятельно и осознанно выполнять различные действия на основе полученных знаний, приобретенных навыков и жизненного опыта.

Навык - это действие, которое формируется благодаря повторению и характеризуется высокой степенью освоения.

Существуют базовые навыки человека и новая модель навыков, которые позволяют человеку развиваться и достигать поставленных карьерных целей исходя из его профессиональных предпочтений:

Новые сферы занятости (новые компетенции, необходимые для освоения)
Новые сферы занятости (новые компетенции, необходимые для освоения)
Новая модель навыков XXI века
Новая модель навыков XXI века
Базовые навыки сотрудника в XXI веке
Базовые навыки сотрудника в XXI веке

Профессиональные предпочтения - это характеристика ин­тенсивности влияния ценностей профессии на формирование ее привлекательного образа у какой-либо части населения.

Результаты исследований позволяют с определенной степенью точности выявить основные группы профессиональных предпочтений современной молодежи:

- первая группа, в которую входят наиболее предпочтительные факторы (их влияние отметили более 85% респондентов), связанные прежде всего с достойным вознаграждением за труд, интересным характером и содержанием труда, комфортным социально-психологическим самочувствием и уверенностью в профессиональном будущем;

- вторая группа, к которой относятся достаточно предпочтительные факторы (свыше 50% респондентов), такие, как возможность профессиональной самореализации и приемлемый режим деятельности;

- третья группа, включающая относительно предпочтительные факторы (около трети опрошенных), в которую входят и патриотические устремления.

Для начинающего специалиста применимы разные стратегии карьерного роста, которые позволят улучшить навыки и стать заметным для руководителя:

1. Брать сложные задачи и трудиться над их выполнением. Успешная их реализация привлечет внимание руководства к исполнителю, что создает возможность для карьерного роста внутри компании. Но данный путь требует много усилий и труда, сложная задача может закончится как победой, так и поражением.

2. Инициативность и предложение новых идей. Новая идея – это возможность выделиться из однородного коллектива и проявить свои резервные качества. Но любая новая идея может способствовать росту карьеры, а может и провалиться, поэтому важно реально оценивать возможности.

3. Следовать за лидером, быть незаменимым специалистом лояльным и преданным руководителю. Это позволит переходить за ним из отдела в отдел, из одной структуры в другую, ценных исполнительных работников на которых можно положиться поведут за собой.

При этом выделяют различные типы карьерных стратегий:

-5
-6
-7

Также различают горизонтальный и вертикальный тип карьеры.

Горизонтальный представляет собой специализацию: углубление компетенций специалиста в рамках одной деятельности, например, можно освоить более узкие навыки для решения сложных задач. Вертикальная карьера или административная – это рост в должности и связанный с умением организовывать работу. Это карьера от низшей должности к высшей.

То есть на основе своих предпочтений, личных и профессиональных знаний, навыков и умений вы можете определить свою карьерную стратегию и далее идти вверх по карьерной лестнице.

Основные вопросы:

  • Какими качествами и навыками ты обладаешь? Кто ты есть?
  • Кем ты хочешь стать? Что необходимо сделать, изучить, чтобы этого добиться?
  • Какая карьерная стратегия подходит лично тебе?

Подписывайтесь и ставьте лайки!

Рада Вашим комментариям!

Всем успехов в познании нового и достижении своих целей!

Список использованных источников:

а) основная литература

1. Управление человеческими ресурсами : учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова[и др.] ; под общей редакцией О. А. Лапшовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — ISBN 978-5-9916-8761-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489420

2. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.— ISBN 978-5-534-09984-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488711

3. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк[и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 461 с.— ISBN 978-5-534-14697-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488852

б) дополнительная литература

1. Анисимов, А. Ю. Управление персоналом организации: учебник для вузов / А. Ю. Анисимов, О. А. Пятаева, Е. П. Грабская. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 278 с. — ISBN 978-5-534-14305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496849

2. Шнейдер, Л. Б. Психология карьеры : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер, З. С. Акбиева, О. П. Цариценцева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 187 с. — ISBN 978-5-534-06900-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493542

3. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации: практикум : учебное пособие для вузов / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 280 с. — ISBN 978-5-534-08906-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493785

4. Павловская, И. А. Планирование карьеры: курс лекций / И. А. Павловская. — Владикавказ : Владикавказский институт управления, 2010. — 142 c. — ISBN 978-5-98161-051-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/57834.html