Найти в Дзене

Карьерные стратегии. Сущность карьеры и карьерных стратегий

Карьера– важная составляющая структуры потребностей самореализации современного человека. Этот фактор оказывает влияние на степень удовлетворенности трудом и жизнью в целом. Успешность карьеры обеспечит человеку уверенность и материальное благополучие, удовлетворенность в самореализации, уважении, власти и других психологических потребностях, а также обеспечит развитие человека и расширение его возможностей. Карьера - это: Сейчас вместо слова «Карьера» часто используется словосочетание «Социальный лифт». В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьерная стратегия — это способ построить карьеру таким образом, чтобы сам метод продвижения и организации деятельности обеспечивал оптимальное использование движущих механизмов и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления. Стратегической целью является обеспечение устойчивости карьерного
Фото из общедоступного источника (Яндекс.Картинки)
Фото из общедоступного источника (Яндекс.Картинки)

Карьера– важная составляющая структуры потребностей самореализации современного человека. Этот фактор оказывает влияние на степень удовлетворенности трудом и жизнью в целом. Успешность карьеры обеспечит человеку уверенность и материальное благополучие, удовлетворенность в самореализации, уважении, власти и других психологических потребностях, а также обеспечит развитие человека и расширение его возможностей.

Карьера - это:

  • продвижение в какой-либо сфере деятельности;
  • достижение популярности, славы, выгоды;
  • обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).

Сейчас вместо слова «Карьера» часто используется словосочетание «Социальный лифт».

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьерная стратегия — это способ построить карьеру таким образом, чтобы сам метод продвижения и организации деятельности обеспечивал оптимальное использование движущих механизмов и ослаблял действие любых факторов сдерживания и сопротивления. Стратегической целью является обеспечение устойчивости карьерного процесса. Карьерная стратегия включает в себя цели, которые человек преследует в своей карьере, их сочетание с жизненными ценностями и основные принципы и правила реализации карьерных целей.

При планировании профессионального пути важно помнить, что карьера это поэтапный процесс достижения целей, в котором важно учитывать "человеческий фактор" индивида, т. е. интересы, предпочтения, особенности психики, личные качества человека. Перед планированием профессиональной карьеры в той или иной сфере нужно выяснить отношение человека к ней, понимание работы в данной области, общий эмоциональный настрой и уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов побуждения человека к трудовой деятельности также могут выступать особенности воспитания, нравственные убеждения, внешние ситуации и т. д.

Процесс построения карьеры начинается с выбора профессионального пути и проходит стадии обучения, поступления на работу, профессиональный рост. Карьера начинается не с первого назначения на должность, а с правильного выбора сферы деятельности человека.

Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов:

1.Нужно знание профессий и требований, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить развитие и достижение профессионального роста в компании с учетом возможных запасных вариантов смены вектора движения при возникновении препятствующих обстоятельств.

2.Нужно правильно определить интересы и склонности человека, оценить возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

3.Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. В целом рынок труда рассматривается как динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

4.Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

После этого следует отобрать несколько смежных наиболее подходящих профессий и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели. Когда выбор сделан необходимо определиться со стратегией развития.

В ходе своей жизнедеятельности человек постоянно обучается новому, получает новые знания, умения и осваивает новые навыки, и тем самым обеспечивается карьерный рост.

Знание - это информация об объективной реальности, зафиксированная в памяти человека и осознанно воспринятая.

Умение - это готовность самостоятельно и осознанно выполнять различные действия на основе полученных знаний, приобретенных навыков и жизненного опыта.

Навык - это действие, которое формируется благодаря повторению и характеризуется высокой степенью освоения.

Существуют базовые навыки человека и новая модель навыков, которые позволяют человеку развиваться и достигать поставленных карьерных целей исходя из его профессиональных предпочтений:

Новые сферы занятости (новые компетенции, необходимые для освоения)
Новые сферы занятости (новые компетенции, необходимые для освоения)
Новая модель навыков XXI века
Новая модель навыков XXI века
Базовые навыки сотрудника в XXI веке
Базовые навыки сотрудника в XXI веке

Профессиональные предпочтения - это характеристика ин­тенсивности влияния ценностей профессии на формирование ее привлекательного образа у какой-либо части населения.

Результаты исследований позволяют с определенной степенью точности выявить основные группы профессиональных предпочтений современной молодежи:

- первая группа, в которую входят наиболее предпочтительные факторы (их влияние отметили более 85% респондентов), связанные прежде всего с достойным вознаграждением за труд, интересным характером и содержанием труда, комфортным социально-психологическим самочувствием и уверенностью в профессиональном будущем;

- вторая группа, к которой относятся достаточно предпочтительные факторы (свыше 50% респондентов), такие, как возможность профессиональной самореализации и приемлемый режим деятельности;

- третья группа, включающая относительно предпочтительные факторы (около трети опрошенных), в которую входят и патриотические устремления.

Для начинающего специалиста применимы разные стратегии карьерного роста, которые позволят улучшить навыки и стать заметным для руководителя:

1. Брать сложные задачи и трудиться над их выполнением. Успешная их реализация привлечет внимание руководства к исполнителю, что создает возможность для карьерного роста внутри компании. Но данный путь требует много усилий и труда, сложная задача может закончится как победой, так и поражением.

2. Инициативность и предложение новых идей. Новая идея – это возможность выделиться из однородного коллектива и проявить свои резервные качества. Но любая новая идея может способствовать росту карьеры, а может и провалиться, поэтому важно реально оценивать возможности.

3. Следовать за лидером, быть незаменимым специалистом лояльным и преданным руководителю. Это позволит переходить за ним из отдела в отдел, из одной структуры в другую, ценных исполнительных работников на которых можно положиться поведут за собой.

При этом выделяют различные типы карьерных стратегий:

-5
-6
-7

Также различают горизонтальный и вертикальный тип карьеры.

Горизонтальный представляет собой специализацию: углубление компетенций специалиста в рамках одной деятельности, например, можно освоить более узкие навыки для решения сложных задач. Вертикальная карьера или административная – это рост в должности и связанный с умением организовывать работу. Это карьера от низшей должности к высшей.

То есть на основе своих предпочтений, личных и профессиональных знаний, навыков и умений вы можете определить свою карьерную стратегию и далее идти вверх по карьерной лестнице.

Основные вопросы:

  • Какими качествами и навыками ты обладаешь? Кто ты есть?
  • Кем ты хочешь стать? Что необходимо сделать, изучить, чтобы этого добиться?
  • Какая карьерная стратегия подходит лично тебе?

Подписывайтесь и ставьте лайки!

Рада Вашим комментариям!

Всем успехов в познании нового и достижении своих целей!

Список использованных источников:

а) основная литература

1. Управление человеческими ресурсами : учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова[и др.] ; под общей редакцией О. А. Лапшовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. — ISBN 978-5-9916-8761-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489420

2. Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.— ISBN 978-5-534-09984-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488711

3. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А. А. Литвинюк[и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 461 с.— ISBN 978-5-534-14697-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488852

б) дополнительная литература

1. Анисимов, А. Ю. Управление персоналом организации: учебник для вузов / А. Ю. Анисимов, О. А. Пятаева, Е. П. Грабская. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 278 с. — ISBN 978-5-534-14305-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496849

2. Шнейдер, Л. Б. Психология карьеры : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер, З. С. Акбиева, О. П. Цариценцева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 187 с. — ISBN 978-5-534-06900-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493542

3. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации: практикум : учебное пособие для вузов / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 280 с. — ISBN 978-5-534-08906-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493785

4. Павловская, И. А. Планирование карьеры: курс лекций / И. А. Павловская. — Владикавказ : Владикавказский институт управления, 2010. — 142 c. — ISBN 978-5-98161-051-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/57834.html