Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Размышления о дождях, или Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку (практика)

В Красноярске опять кучно прошли дожди и вернулась солнечная летняя погода: сегодня ясно до +27, завтра до +30. Шикарное нынче лето по погоде, но ужасное по моему мироощущению.

Дорога на дачу. Фото из личного архива автора.
Дорога на дачу. Фото из личного архива автора.

Так как бассейн или хотя бы дачное озеро мне не светит, провожу время с пользой: придумываю для своих учеников варианты заданий ЕГЭ. Сегодня делюсь с вами заданиями 1-3 по тексту Паустовского о дождях.

Рябина за моим окном. Фото из личного архива автора.
Рябина за моим окном. Фото из личного архива автора.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. <...> его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, жёлтые лисички, боровики́, румяные рыжики, опёнки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.

За грибами этим летом тоже ходить нет возможности. Фотографиями с грибной охоты меня щедро снабжает сестра, живущая в Бугуруслане.
За грибами этим летом тоже ходить нет возможности. Фотографиями с грибной охоты меня щедро снабжает сестра, живущая в Бугуруслане.

Задание 1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Ответ: ______________________

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ШУМ. Оживленное движение, деятельность, суета. Столичный шум.

2) ЗВОН. Звук, издаваемый металлическими или стеклянными предметами при ударе. Звон бокалов.

3) МЕЛКИЙ. Имеющий небольшую глубину. Мелкая река.

4) ТЁПЛЫЙ. Дающий или содержащий тепло. Теплый чай.

5) БРАТЬ. Получать в свое обладание, пользование. Брать в долг.

Ответ: ______________________

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю, так как основная задача автора – передача объективной информации о природном явлении, формирование научного мировоззрения.

2) Текст относится к художественному стилю, так как основная задача автора – эмоциональное воздействие на читателя при помощи художественных образов.

3) Лиричность и эмоциональность достигается благодаря использованию различных тропов: олицетворений, эпитетов и сравнений.

4) Единственный тип речи в представленном отрывке – повествование.

5) Синтаксический строй текста отличается преимущественным использованием простых предложений.

Ответ: ______________________

Вопреки обстоятельствам тёплые летние вечера прекрасны. Фото из личного архива автора.
Вопреки обстоятельствам тёплые летние вечера прекрасны. Фото из личного архива автора.

Вчера предложила эти задания ученику. В третьем ошибка - работаем дальше. Ответы можно оставлять в комментариях. Проверим, обсудим.

Впереди ещё две недели лета. Всем добра, здоровья и солнца.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Другие авторские варианты заданий 1-3 можно найти здесь: