Вообще-то, надо доделывать варианты к сборнику "Мачты и паруса".
В дополнение к уже изданным вариантам придумала новые - "Якорь", "Мыс", "Бухта". Ещё бы парочку (для круглого счёта) - и можно переиздавать сборник. Но творческий запал закончился. Надо отдохнуть от Крапивина, переждать, переключиться.
Переключаться будем на вариант ЕГЭ, посвящённый фигурному катанию. Идея создать этот вариант пришла в мою голову 25 декабря, когда я, сидя на трибуне "Платинум Арены", во время заливки льда читала только что опубликованную статью Марата Шокаева - автора канала "Высота" на платформе "Дзен".
Профессиональная деформация в любом предложении заставляет видеть задания для ЕГЭ. Текст Марата Шокаева о "физиках" и "лириках" не стал исключением. "Если бы я делала вариант ЕГЭ о фигурном катании, - вдруг подумала я тогда, - эта статья могла бы стать основой для заданий 1-3".
Заливка льда закончилась, соревнования продолжились, а зерно, упавшее на благодатную почву, стало прорастать: я обратилась к автору канала "Высота" с просьбой разрешить "поэксплуатировать" его публикации, и он любезно согласился.
Вот что у меня получилось:
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
В 50-60-х годах ушедшего столетия очень популярно было деление на физиков и лириков. Ваш автор – большой любитель аналогий – хочет применить это деление к женскому фигурному катание и уже готов сделать некоторые заявления.
Лирики – те, для кого важное значение имеют образы и чьи средства выразительности развиты в большей степени – на прошедшем чемпионате России одержали безоговорочную победу над физиками.
Школа Светланы Соколовской должна была быть представлена на турнире двумя физиками – Александрой Трусовой и Софьей Самоделкиной. Но <…> они по разным причинам не смогли поставить себе в зачёт этот старт. Особенно неудачно всё сложилось для Софьи, которая обосновалась непривычно ниже первой десятки, на три позиции позади Ксении Синицыной, являющейся самым явным лириком ЧР.
А первая пятёрка фигуристок, по моему мнению, гармонично сочетает лучшие качества лириков и физиков. Правило для всех: гармония – баланс лирики, физики и индивидуальности спортсмена. Как по-разному катают свои программы все три наши призёра, да и следующая за ними тройка. Им есть что сказать миру, в данный момент подглядывающему в щели забора, который сами воздвигли. А мы радуемся, машем ручками во все стороны, пусть видят: солнце встаёт на востоке.
Задание 1. Самостоятельно подберите собирательное числительное, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это числительное.
Ответ: ______________________
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) Деление. Обратное умножению математическое действие. Деление дробей.
2) Школа. Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения. Ходить в школу.
3) Старт. Место, с которого начинается состязание по преодолению какого-либо расстояния. Выход на старт участников эстафеты.
4) Пятерка. Группа из пяти человек. Лучшая пятёрка пловцов.
5) Гармония. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, качеств). Гармония интересов.
Ответ: ______________________
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (деление, катание, заявление), конструкции с существительными в родительном падеже (индивидуальность спортсмена, пятёрка фигуристок, любитель аналогий).
2) Текст отличается сложностью синтаксических конструкций: простые предложения осложнены обособленными определениями и однородными членами. Встречаются сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.
3) Налицо стремление автора выразить свою позицию, своё отношение к предмету речи, что свидетельствует о принадлежности текста к публицистическому стилю.
4) Для текста характерна эмоциональность и образность, которая достигается благодаря использованию аналогии.
5) Цель текста - передача информации о состоянии женского фигурного катания через художественные образы, эстетическое воздействие на читателя.
Ответ: ______________________
Не знаю пока, получится ли у меня полноценный вариант ЕГЭ. На сегодняшний момент готовы задания 1-12. Главная проблема, как всегда: где взять "большой" текст для заданий 22-27. Идей пока ноль. Знаю, что у Марининой (вроде бы) есть какой-то роман, где присутствуют фигуристы. Скорее всего, надо посмотреть мемуары тренеров и спортсменов. Но найдётся ли там что-то "проблемное", подходящее для заданий ЕГЭ? Прошу помощи зала. Елену Вайцеховскую не предлагать: к современной спортивной журналистике не хочется даже прикасаться. Может быть, кто-то вспомнит подходящие тексты? Не обязательно о фигуристах - пусть будет просто о спортсменах, о преодолении, о пути к мечте и медалям.