Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку (практика)

Вчера я анонсировала "космическую" неделю на канале, поэтому сегодня делюсь заданиями 1-3 из моего варианта "Буранный полустанок". В романе Чингиза Айтматова "небесная" и "земная" тема тесно переплетаются: с космических высот, откуда наша планета выглядит "хрупкой головой младенца", писатель бросает нас в великие пустынные пространства – Сары-Озеки, уносит в древние века, когда власть в сарозеках захватило жестокое племя жуань-жуанов, проводит читателя вместе с главным героем через годы Великой Отечественной войны и репрессий, знакомит с легендой о белом облаке Чингисхана и опять возвращает на борт орбитальной станции "Паритет", где космонавты вступают в контакт с представителями внеземной цивилизации.

Представитель внеземной цивилизации в исполнении моей ученицы. Фото из личного архива автора
Представитель внеземной цивилизации в исполнении моей ученицы. Фото из личного архива автора

Для заданий 1-3 я взяла фрагмент начала романа, где главный герой видит взлетающую ракету, но, конечно, не подозревает, что на борту корабля находятся космонавты-контролёры, призванные узнать, почему паритет-космонавты, несущие вахту на борту космической станции, не выходят на связь с центром управления полётами.

Работа моей дочери могла бы послужить иллюстрацией к страницам романа Чингиза Айтматова: паритет-космонавты отправляются на встречу с жителями планеты Лесная Грудь. Автору работы в момент создания картины было лет 6-7.
Работа моей дочери могла бы послужить иллюстрацией к страницам романа Чингиза Айтматова: паритет-космонавты отправляются на встречу с жителями планеты Лесная Грудь. Автору работы в момент создания картины было лет 6-7.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Именно в этот момент в воздухе что-то колыхнулось, напомнило, как бывало на фронте, отдалённый удар мощной взрывной волны, и земля содрогнулась под ногами. И он увидел прямо перед собой, как далеко в степи, в той стороне, где располагался, насколько ему было известно, Сарозекский космодром, что-то взлетело в небо сплошь пламенеющим, вырастающим ввысь огненным смерчем. И оторопел – в космос поднималась ракета. Такого он ещё никогда не видывал. Он знал о существовании космодрома Сары-Озек-1, знал, что туда проброшена отдельная железнодорожная ветка, слышал бесконечно по радио, в разговорах, читал в газетах о космонавтах, о космических полётах. <...> это происходило где-то поблизости. Но поскольку всё, что окружало космодром, считалось закрытой зоной, то Едигей, живя не так далеко от этих мест, довольствовался тем, что слышал и узнавал стороной. И вот впервые наблюдал воочию, как стремительно вздымалась в бушующем напряженном пламени, озаряя округу трепещущими сполохами света, космическая ракета в тёмную звёздную высь. Едигею стало не по себе – неужто в том огнище сидит человек? Один или двое? И почему, постоянно живя здесь, он никогда раньше не видел момента взлёта, ведь сколько раз уже летели в космос, со счёта собьёшься. Может быть, в те разы корабли улетали днём. При солнечном свете с такого расстояния вряд ли что различишь. А этот-то почему рванулся ночью? Значит, к спеху или так положено?

С такими мыслями уходил Едигей той глубокой ночью, проводив космическую ракету до самого полного её исчезновения. Долго следил он за этим чудом. И когда огненный корабль, всё сжимаясь и уменьшаясь, канул в чёрную бездну, превратившись в белую туманную точечку, он покрутил головой и пошёл, испытывая странные противоречивые чувства. Восхищаясь увиденным, он в то же время понимал, что для него это постороннее дело, вызывающее и удивление, и страх. Вспомнилась при этом вдруг та лисица, которая прибегала к железной дороге. Каково-то ей стало, когда застиг её в пустой степи этот смерч в небе. Не знала, наверно, куда себя девать…

(По Чингизу Айтматову)

Задание 1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это слово.

Ответ: ______________________

Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) Отдалённый. Имеющий мало общего с кем-нибудь, чем-нибудь. Отдалённое сходство. Отдалённый намёк.

2) Отдельный. Обособленный, самостоятельный. Отдельное помещение.

3) Ветка. Небольшой боковой отросток, побег дерева или кустарника. Ветка сирени.

4) Глубокий. Простирающийся на большую глубину. Глубокая река. Глубокое бурение.

5) Полный. Достигающий предела, наивысший. Полная тишина. Полная свобода.

Ответ: ______________________

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к художественному стилю, так как основная задача автора – передача информации через художественные образы, эмоциональное воздействие на читателя.

2) Эмоциональное воздействие создаётся за счёт использования эпитетов («пламенеющий смерч», «бушующее пламя», «огненный корабль»).

3) Текст относится к научному стилю, так как основная задача автора – передача объективной информации о природе, человеке и обществе, формирование научного мировоззрения.

4) Единственный тип речи в представленном фрагменте – рассуждение.

5) Текст отличается сложностью синтаксических конструкций: в предложениях представлены обособленные обстоятельства, однородные члены, вводные слова и сочетания слов. Частотны сложноподчинённые предложения.

Ответ: ______________________

Ответы можно оставлять в комментариях. Проверим, обсудим. Целиком вариант "Буранный полустанок" можно найти в сборнике "Ещё 5 оригинальных тестов ЕГЭ по русскому языку"

-3

По просьбам читателей оставляю ссылки на другие публикации с заданиями 1-3: