Работая над вариантом ЕГЭ по "Хроникам Нарнии", задумалась: чем отличается жанр фэнтези от жанра волшебной сказки? Пришлось погрузиться в эту тему и провести небольшое исследование. Вроде бы стало понятнее. Чтобы мои труды не пропали зря, решила результаты своих изысканий взять за основу микротекста для заданий 1-3. Объём этого текста не позволил поведать о всех чертах жанра, к сожалению. Так, за бортом оказалась система персонажей, в центре которой находится
- либо герой «меча и магии» (его прообразы - герои древнегреческих мифов, средневековых легенд, скандинавских саг), путешествующий в одиночку или подбирающий на время каких-нибудь экзотических спутников. Он сражается с драконами, троллями, орками и простыми смертными. Предпочитает решать проблемы грубой физической силой.
- либо герой-попаданец – обычный человек, которому в реальном мире было по какой-то причине некомфортно. В задачу такого персонажа входит спасение всего вымышленного мира или значительной его части. Часто этому предшествует пророчество, предсказание о миссии героя.
Наряду с людьми в систему персонажей входят мифологические и фольклорные существа: эльфы, гномы, гоблины, тролли, драконы, русалки, кентавры, минотавры и др.
После небольшого лирического отступления переходим к заданиям ЕГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Литературный жанр фэнтези уходит корнями в волшебную сказку, европейский рыцарский роман, скандинавские саги, древние мифы и средневековые легенды, сочинения мистиков и романтиков ХlХ века.
Часто сюжет книги в жанре фэнтези строится на переплетении реального и вымышленного мира, созданного с помощью магии. Можно условно разделить большинство сюжетных ходов на сюжеты-квесты и сюжеты-миссии. Первые (например, «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина) основаны на поиске некоего волшебного предмета, места, человека или знания. Этот архетип происходит из сюжетов античной и средневековой литературы - таких, как поход аргонавтов за Золотым руном, поход Галахада за Святым Граалем и т.п. Вторые (романы о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг, цикл «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса) строятся по общей схеме: в жизнь героя приходит Зло, на борьбу с которым выходит персонаж (или небольшая группа персонажей) - силы Света и магия помогают ему (им).
Конфликт Света и Тьмы является основным двигателем сюжета. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике, намекающей на <...> «тёмность»: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви.
Финал фэнтези-истории не всегда бывает однозначным. В отличие от сказки, где добро побеждает зло без каких-либо потерь для себя, в мире фэнтези часто гибнут положительные герои, а зло имеет возможность возрождаться.
Задание 1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: ______________________
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) КОРЕНЬ. Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Корни деревьев.
2) РОМАН. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным и развитым сюжетом. Научно-фантастический роман
3) СТРОИТЬСЯ. Воздвигаться, сооружаться. Строится мост.
4) РАЗДЕЛИТЬ. Подвергнуться тому же, претерпеть то же самое, что и кто-то другой. Разделить участь
5) ДВИГАТЕЛЬ. Сила, побуждающая к чему-л., содействующая росту, развитию чего-л. Двигатель прогресса.
Ответ: ______________________
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст можно отнести к художественному стилю, так как в нём идёт речь о художественной литературе: романах Дж. Р. Р. Толкина, Дж. К. Роулинг, Клайва Льюиса.
2) В синтаксической структуре текста преобладают простые предложения, осложнённые однородными членами, что делает текст динамичным и лёгким для восприятия.
3) Лексические особенности текста связаны с употреблением литературоведческих терминов (литературный жанр, сюжетный ход, конфликт, герой).
4) В качестве эмоционального воздействия на читателей в тексте употребляются яркие эпитеты (волшебная сказка, рыцарский роман, скандинавские саги, древние мифы, средневековые легенды, вымышленный мир).
5) Цель текста – информировать об особенностях жанра фэнтези, что позволяет отнести его к научному стилю.
Ответ: ______________________
Хотелось бы увидеть ваши ответы в комментариях и сверить с тем, что задумано мной. Первый же ученик, на котором я опробовала эти задания, допустил ошибку в выборе притяжательного местоимения и несколько ошибок в выборе характеристик. Тут два варианта: либо я плохо составляю задания, либо плохо учу. Оба варианта мне не нравятся.
На следующей неделе поделюсь с вами заданиями 4-8. Фрагмент для большого текста ещё не выбрала: постоянно что-то отвлекает (то гулять хочется, то фигурное катание смотреть, то что-нибудь к чаю испечь).
Задания по орфографии и пунктуации можно найти здесь: