«Я чувствовала себя загнанным зверьком», — вспоминает выпускница 2024 года, а сегодня уже студентка МГИМО. «Казалось, что ловушки расставлены повсюду: школа, репетиторы, выбор ЕГЭ и вуза… Еще и родители постоянно мозг выносили. Даже не знаю, как это год пережила…» Типичное состояние одиннадцатиклассников. О том, как с ним бороться и не попасть в ловушки ЕГЭ, читайте в статье.
Избавьтесь от иллюзии времени
Для многих старшеклассников 10-й класс — это время перегрузки, вступления во взрослую жизнь. Кто-то находит подработку, чтобы заработать денег на карманные расходы, кто-то проводит время с друзьями или активно занимается хобби, а кто-то — просто отдыхает от учебы. Но всех объединяет иллюзия, что до ЕГЭ еще много времени и они все успеют в 11-м классе.
Но и с переходом в выпускной класс эта иллюзия не всегда рассеивается. Некоторые одиннадцатиклассники продолжают вести привычный образ жизни и даже в конце января, на момент написания заявления, не знают, что сдавать и куда поступать. Получается, до экзаменов остается меньше 4 месяцев, а школьник даже не начинал готовиться к поступлению и ЕГЭ.
Помогите ребенку грамотно использовать время в 10-м классе. Не требуйте, чтобы он все свободное время посвящал учебе и круглосуточно готовился к экзаменам, но заниматься несколько раз в неделю по 2–3 часа нужно обязательно. Выпускник может сделать упор на обязательные предметы, а может равномерно распределить на 2 года материал всех предметов, которые будет сдавать на ЕГЭ. А может сдать один экзамен уже в 10-м классе. О том, как это сделать, написали в статье.
Помните, подготовка к ЕГЭ — это не спринт на короткие дистанции, а длительный марафон. И от того, как ваш ребёнок распределит силы, зависит результат забега.
Заранее выбирайте ЕГЭ, направления подготовки и вузы
Еще одна распространенная ошибка выпускников — неправильный выбор ЕГЭ. Часто школьники придерживаются стратегии 9-го класса и выбирают, что сдавать, потому что:
Как правило, последствия такого подхода весьма плачевны. Выпускники либо набирают недостаточно баллов, либо получают такую комбинацию предметов, с которой сложно поступить в вуз. Например, физику, базовую математику и литературу. Или базовую математику, информатику, географию.
Обсудите с подростком, кем он видит себя в будущем, предложите пройти профориентацию с экспертом. Составьте список вузов, куда хотел бы поступить. Выбирайте разные варианты: от вуза мечты до университета, в который он гарантированно поступит.
Посмотрите на сайтах вузов, с какой комбинацией экзаменов можно поступить на выбранные направления. Часто вузы предлагают экзамены на выбор, например:
Обсудите, по каким предметам школьник наберет больше баллов. Но не ориентируйтесь только на успеваемости в школе. Важно, чтобы подросток был заинтересован в предмете: легче усваивается тот материал, который находит эмоциональный отклик и желание искать ответы на сложные вопросы. Но не выбирайте предметы «на всякий случай». Так подросток сможет сконцентрироваться на необходимых предметах.
Читайте также: «Четыре или три: сколько нужно ЕГЭ, чтобы поступить в вуз в 2025 году?»
Применяйте техники тайм-менеджмента
Еще одна серьезная ловушка — эмоциональное выгорание. Немногие подростки выдерживают хард-режим, в который себя вгоняют. Им кажется, чем больше времени они тратят на подготовку, тем лучше будут результаты. В реальности они берутся то за один предмет, то за другой, но только создают видимость учебы, а материал не прорабатывают. Они быстро теряют мотивацию и энергию, сталкиваются с усталостью и стрессом.
Избежать выгорания помогут техники тайм-менеджмента:
- Предложите школьнику разделить подготовку на небольшие, управляемые временные блоки времени с регулярными перерывами. Например, можно использовать метод Pomodoro: 25 минут интенсивной работы, 5 минут отдыха и так 5 раз подряд. Затем делается 20–30-минутный перерыв и снова за работу. В конце дня можно посчитать, сколько помидоров съел подросток, т.е. сколько подходов сделал. Важное правило — во время отдыха не нагружать мозг информацией, т.е. не мониторить соцсети, не смотреть видео и не отвечать на сообщения в мессенджерах.
- Объясните, как писать конспекты. Письмо от руки активизирует внимание и память. При написании конспекта подросток обрабатывает информацию, выделяет ключевые моменты и связывает с уже известными фактами. Визуальное структурирование материала делает его более запоминающимся. По написанным от руки конспектам легче повторять изученное перед экзаменом.
- Научите подростка методу интервального повторения. Ученые провели эксперименты и выявили, что информацию нужно повторять несколько раз. Например, компьютерный алгоритм SuperMemo предлагает такие интервалы: через 24 часа после прочтения, через 7 дней, через 16 дней и через 35 дней. Подросток может подобрать подходящую методику, но повторять изученное нужно, чтобы перенести информацию из кратковременной памяти в долговременную.
Не заставляйте подростка постоянно учить. Позвольте ему выделить время на любимые занятия, прогулки с друзьями. Помогите наладить режим дня, следите за тем, чтобы питание у ребенка было полноценным. И поддерживайте подростка во всем: начиная с выбора профессии и вуза, заканчивая подготовкой к экзаменам и решением текущих учебных задач.
Надеемся, для вас будет полезна разработка Лектариума «100 вузов и их критерии». В ней собрали информацию по самым популярным учебным заведениям страны. Возможно, проходные и средние баллы прошлого года, количество бюджетных мест помогут вашему ребенку объективно оценить шансы на поступление и выбрать подходящие варианты.
Скачать бесплатно разработку «100 вузов и их критерии»