История начиналась, как всегда, обыденно и непримечательно. Приехал к нам Nissan Terrano 3-го поколения, он же D10, он же Renault Duster (по технической части). Владельца автомобиля беспокоил неработающий вентилятор основного радиатора.
Путём недолгих манипуляций наш электрик Андрей Вольфрамыч нашёл причину поломки – дело оказалось в неисправном реле включения вентилятора. Такое же устанавливается на Renault Kangoo и Лада Ларгус. К сожалению, в близлежащих магазинах в наличии этой релюшки мы не нашли, поэтому заказали новую и временно установили из запасов Б/У.
Когда я пробивал на сайтах поставщиков артикул реле, то помимо оригиналов Renault и Lada, обнаружил в списке производителя «Тольятти» с тем же артикулом, но втрое дешевле. Естественно мне стало интересно, что за деталь придёт за такую стоимость. Может быть импортозамещение заработало на полную катушку и теперь можно дёшево приобретать запчасти, произведённые у нас в стране.
Через несколько дней курьер поставщика привёз вот такое изделие.
Новое реле на корпусе имело логотип "Рено" и ни единого упоминания того самого "Тольятти", что может говорить либо о подделке, либо о параллельном импорте.
Запчасти оказались очень похожи, но имели ряд отличий.
Сразу бросается в глаза цвет - новая деталь имеет чуть более яркий окрас. Это вполне допустимо, ведь оригнальной уже более десяти лет.
Следующими отличиями от конвейерной запчасти стали более грубые грани корпуса и иная форма ног реле.
Так же на изделии «Тольятти» гравировка худшего качества, иной шрифт, при этом повторены все символы оригинальной детали, правда некоторые из них видоизменены (например, эмблема Рено).
И на все эти различия можно было бы закрыть глаза, можно было бы списать их на изменение технологического процесса, на локализацию и просто на обновлённый дизайн, если бы не одно моё любимое «НО»!
Разница в весе деталей чувствуется даже без применения измерительного инструмента, новая заметно легче. Тут сомнения нас накрыли с головой и мы решили докопаться до истины.
Сначала вскрываем заводское реле. Под пластиковым корпусом мы видим мощную катушку, качественную пайку и точечную сварку.
Далее переходим к реле от «Тольятти». Снимаем пластиковый корпус и лицезреем мини-реле ZHONG TONG ZT601-12VDC-A на маленькой плате. Пайка даже на мой непрофессиональный (в радиоэлектронике) взгляд выполнена отвратительно. Корпус мини-реле подплавлен паяльником, что говорит о кустарной ручной сборке в гаражах Толятти или в подвалах Поднебесной.
Самое неприятное в этой ситуации – двухкратное завышение тока (а может и более): на сером китайском реле указано значение в 20А, а на его розовом корпусе, закрывающем это безобразие, гордо красуется значение в 40А (которое и предполагается заводом изготовителем).
Вывод напрашивается сам собой. Дешёвые запчасти отечественно-китайского подпольного конгломерата конкурировать с оригинальными могут лишь ценой, но никак не качеством. Поэтому не стоит вестись на низкую стоимость и перед покупкой не будет лишним задуматься о качестве.