Начало XXI века в значительной степени охарактеризовалось стремительным развитием социальных сетей, которые изначально использовались в качестве дополнения к нашей жизни, но впоследствии эволюционировали до состояния параллельной вселенной, в которой каждый может создать новую, улучшенную версию собственной личности и транслировать её миру.
Ввиду развития у людей ряда психологических проблем, связанных с этим феноменом, в последнее время стали подниматься вопросы несоответствия «картинки», которую даёт социальная сеть, и объективно существующей реальности. Но как возникла тенденция подмены реальности, где находятся истоки «легализации» такого обмана и почему джазовая музыка может интерпретироваться как отражение процесса зарождения этих тенденций? Попробуем разобраться.
Для начала обратимся к истории.
Джаз возник как подражание европейской музыкальной культуре потомками африканцев, завезённых на территорию США в эпоху колонизации.
Процесс подражания белой культуре явился ключевым звеном для становления направления как обособленного от фольклорной музыки самостоятельного жанра. Например, впоследствии, джазовый стиль «бибоп» станут сравнивать с полифоническими произведениями Иоганна Себастьяна Баха, а стиль современных джазменов имеет много отсылок к творчеству композиторов-романтиков.
Однако, долгое время джазовые музыканты создавали музыку, не зная нотной грамоты, основ гармонии, опираясь на музыкальную интуицию и собственное восприятие европейской музыки. Все предшествующие джазу жанры музыки имели своих теоретиков и законы создания произведений; в джазе сначала появилась музыка, потом стали появляться законы.
Данный феномен можно рассматривать также с точки зрения социального расслоения общества. В XX веке африканское население Соединённых Штатов принадлежало к низшему классу, однако, характерной чертой этого народа является особо подчёркнутое чувство собственного достоинства, стремление показать, что они ничем не отличаются от белых, что тогда проявлялось в копировании образа жизни европейцев, одежды, манеры общения и других элементов жизни более высоких слоёв населения. Зачастую, в процессе перенятия тех или иных черт, они приобретают экзальтированный, даже вычурный характер. Своеобразная причудливость в музыке, одежде и манерах афро-американцев может дать нам повод охарактеризовать этот феномен как «афро-американское барокко», имея ввиду не столько отсылку к уже существовавшему в XVI-XVIII веках стилю, сколько к определению, этимологии слова и определённым чертам стиля, таким как особый символизм в культуре, аллегоричность, помпезность, эмоциональность и пышность. Кроме того, факт сравнения джазового языка с произведениями Баха - ярчайшего представителя именно эпохи барокко - также может быть использован в качестве аргумента в данной теории.
Джазовый гитарист Адам Роджерс сказал: «Джаз -это не «что», а «как». Доминирование презентации материала над сутью является характерной особенностью нашего времени.
Никита Сергеевич Михалков также отмечал в одном интервью тот факт, что в современном кинематографе философия фильма, качество сценария уходят на второй план, в то время как спец эффекты играют определяющую роль для успешной реализации картины. Буквально во всех сферах жизни человека прослеживается тенденция подмены естественного, настоящего, реального в глазах окружающих на экзальтированное, создающее только иллюзию дорогого продукта.
В XXI веке культура масс-маркета также стала создавать ложное ощущение равенства высших и низших слоёв посредством подражания. На этом зиждиться идея равенства в современном мире, которое, в сущности обманчиво.
В виртуальной вселенной создать видимость социального равенства ещё проще, поскольку инициатива исходит непосредственно от тех, на кого нацелен данный процесс. Люди стремятся выглядеть «лучше», богаче, счастливее, чем они есть на самом деле. Эта тенденция массово вошла в нашу жизнь благодаря США и так же, как и в случае с афро-американским барокко, культивирует черты помпезности, вычурности, преувеличения для успешного существования в этой среде, что позволяет применить к данному феномену термин «виртуальное барокко».
Приведённые выше примеры, иллюстрируют процесс постепенного становления новой эпохи, которую можно охарактеризовать общими чертами, пронизывающими все сферы жизни человека: от музыки до социальных сетей и повседневной рутины. В то время, как мы являемся участниками этого процесса, мы не можем объективно выделить черты современного общества, однако, возможно, вскоре наше время назовут «эпохой виртуального барокко».