Сегодня рынок грузовых автоперевозок России перестраивается с больших дистанций на среднемагистральные. На дальность в пределах 1000 км. Пока российские дороги полностью не заполонили китайские Ситраки КамАЗ довольно оперативно заместил выпуск старых 54901 новым тягачом серии К5, известным под кодировкой КамАЗ-54902. Буквально несколько дней назад пресс-служба концерна объявила о начале продаж 902-х тягачей.
О новой модели
Новую машину постарались сделать максимально похожей по базовым характеристикам на Scania Griffin, которая в свое время считалась идеальной для среднемагистральных перевозок. КамАЗ-54902 при общей массе с прицепом в 44 т сможет работать с наиболее массовыми полуприцепами в 36,4 т. А это даже больше, чем у дальнобойного КамАЗ-54901. Тот брал «на седло» полуприцепы полной массой до 34,8 т. При том что, по предварительным оценкам производство 902-х двухосных тягачей должно обходится на 10% дешевле.
Понятно, что снижение затрат не в последнюю очередь произошло из-за использования комплектующих собственного производства, Китая и Беларуси. Учитывая объемы заявок, в планах КамАЗа собрать до конца текущего года 1900 тягачей 902-й серии. Но сразу же делается оговорка, что объемы выработки будут зависеть от поставок смежниками из-за границы некоторых критически важных узлов, таких как топливная аппаратура для дизелей, коробки передач и комплектующие для гипоидных редукторов на ведущем мосту. У КамАЗ-54902 стоит обновленная передача с измененными передаточными числами. По некоторым данным у первых тягачей будет стоять ведущий мост Hande, но в последствии возможно замещение на узлы отечественного производства. Гидравлическая система от Hyva.
Так как нагрузка на экипаж КамАЗ-54902 явно снизится, то кабину тягача решили сделать меньше, теперь она ниже и уже. Вместо прошлых 2,5 м как у 901-й модели, ширина кабины у 54902 всего 2,3 м, плюс вместо двух спальных мест оставили одно. Хотя, если быть точным, то кабина у новой машины сделана по лекалам Мерседес Арокс. Гораздо более комфортная и просторная, с более низкой посадкой водителя и улучшенным обзором. Удобные кресла на пневмоопорах, улучшенный отопитель и кондиционер. Обновленная приборная панель и более качественные материалы отделки. С производством кабин никаких проблем. Пару лет назад, в России, было налажено полноценное производство подобных кабин на экспорт в Евросоюз. Ничего доделывать и изобретать не пришлось.
Силовая установка и динамика
В качестве силовой установки используется турбированный дизельный агрегат КамАЗ-689, рабочим объемом 8,9 л, 390 л.с. и 1682 Н*м крутящего момента. По сути мотор «КАМА-Дизель» это реплика известного американского двигателя. Производство дизелей достаточно хорошо отлажено технологически и сбоев быть не должно. Хотя для среднемагистральной машины 390 лошадок и 1682 Н*м это не так уж и много, учитывая нагрузку на седло в пределах 11,25 т.
Ситуацию с динамикой и движением на подъеме должна улучшить коробка передач. У КамАЗ-54902 она роботизированная, производства Fast Gear, на 12 передач и со строенным ретардером, Это механический тормоз-замедлитель, помогающий машине сбрасывать скорость без перегрузки тормозной системы. Что в целом заметно повышает надежность агрегатов и упрощает управление КамАЗом на длительных спусках и по обледенелым дорогам.
В перспективе китайские ведущие мосты, гидравлические системы и коробку передач будут заменять на российские локализованные версии. В планах КамАЗа вместо Fast Gear поставить А1310ТО и А2520ТО, собственного изготовления. Несмотря на определенный скепсис коробки показали себя очень неплохо, и возможно будут активно ставится на новые машины в 2025 г.
Теперь о стоимости
В целом, КамАЗ планирует максимально снизить зависимость от китайских комплектующих уже в начале следующего года. То есть будет возможность существенно уменьшить цену на КамАЗ-54902 и тем самым сделать машину более привлекательной, чем любой из китайских Ситраков. Плюс довольно широкая сервисная сеть и, вероятно, появление программ стимулирования и удешевления продаж новых КамАЗов для небольших транспортных компаний.
Сейчас стоимость КамАЗ-54902 у официальных представителей компании примерно на уровне 8 млн. руб. Это довольно много, если выкупать машину сразу и полностью, то тягач должен будет работать по 20 ч в сутки, чтобы окупиться в течение полутора-двух лет. И это без учета поломок и нештатных ситуаций. Сможет ли новый тягач выдержать подобную нагрузку без поломок – сказать сложно. Наверняка будут классические проблемы с мелким ремонтом. Содержать КамАЗ-54902 небольшой фирме на 3-4 машины будет явно не по карману. Поэтому основным покупателем все же станут большие транспортные предприятия с собственными ремонтными базами.
С уважением, Владимир Воробьёв