Метрополитен Гонконга интересен в первую очередь почти 10-ти летней научной проработкой социально-экономической эффективности строительства. В середине 1960-х годов исследованием транспортной системы Гонконга занялась британская консалтинговая компания «Freeman, Fox, Wilbur Smith & Associates», по прогнозу которой численность населения города к 1986 г. должна была составить 6,9 млн. чел. Для их перевозки рекомендовалось строительство системы линий метрополитена общей протяженностью 64 км.
В 1966/68 г.г. демографические сведения были обновлены, результаты исследования пересмотрены и ожидаемая к 1986 г. численность населения была снижена до 5,6 млн. чел., что привело к уменьшению планируемых объемов строительства.
В 1970 г. проект метрополитена Гонконга с четырьмя линиями был сформирован британскими специалистами и в 1972 г. было принято решение о строительстве первой очереди протяженностью 20 км.
В начале 1975 года планируемая длина первых линий была сокращена до 15,6 км. Строительство началось в ноябре 1975 года. Первый участок был закончен 30 сентября 1979 г. и продлен к декабрю 1979 г.
В 1980 году был открыт тоннель под бухтой Виктория.
В октябре 1989 г. было принято решение о строительстве международного аэропорта на острове Чхеклапкок. В его стоимость была заложена линия метрополитена, проходка которой началось в ноябре 1994 года. Линия открылась 6 июля 1998 года, вместе с новым международным аэропортом.
12 сентября 2005 года была открыта линия «Диснейленд-Резорт». Дизайн станций выполнен в викторианском стиле, в оформлении используется тематика Диснейленда. В вагонах окна и поручни выполнены в форме, напоминающей голову Микки Мауса, а интерьеры украшают бронзовые статуэтки диснеевских героев. Линия полностью автоматизирована.
В настоящее время Гонконгский метрополитен включает: 193 км путей и 111 станций метрополитена, линию аэроэкспресса длиной 35 км с 5 станциями и сеть легкорельсового транспорта. Годовой пассажиропоток (без учёта скоростного трамвая и аэроэкспресса) – 1 669,97 млн чел.
Фото: Wikimedia Commons