Один философ когда-то познакомил меня с понятием "не-место" в своих очерках о виртуальности. Мне понравилась эта красивая идея, но я долго не мог понять её и прочувствовать до конца. И однажды выдался случай, способный привести более понятный пример, чем простое описание концепции приведенное философом. Когда-то, как и у всех, у меня были бабушка и дедушка. И я иногда приезжал к ним на лето. У них был большой дом и большой сад. Дом украшенный резными деревянными дощечками. Сад из вишен, абрикос, яблок. Перед домом была клумба с розами, флоксами, лилиями. Дом находился на крохотной улочке. На этой улочке все дома других бабушек и дедушек были такими же. Большие деревья бросали густую тень в жаркий полдень. Весь день мы с друзьями проводили на улице или фруктовых садах. И вот я вырос. У меня родился сын. Бабушка и дедушка умерли. Их дом и землю продали. Покупателем стала крупная компания, которая выкупила все участки и дома у всех умерших бабушек и дедушек с той улицы. Компания построила огромный торговый центр, в который люди съезжаются теперь со всей провинции. Иногда мне хочется взять сына и отвезти за сотни километров, чтобы показать этот маленький городок. Приехать именно туда. Поставить его посреди огромной асфальтированной парковки, заполненной разными автомобилями. И сказать. Вот здесь, сынок, прошло моё детство...
Не-в-не-месте.
Я придумал самое простое описание, без сложных слов, понятное каждому, этого самого не-места. Не-места, подобные этому, будут всегда существовать в нашем сознании вытесняя реальность. Нам не важно насколько изменилась топография реальности, добавились или убавились объекты из её пространства. Не-место сформировано глубоко внутри, украшено подсознанием, нам приятно туда возвращаться и проводить там время. Иногда мне кажется, что в случае, если человеческий мозг и тело впадает в сон - сознание перемещается в подобные места, в которых могло бы провести вечность. Эти не-локальные пространства индивидуальны, потому что связаны с одним источником эмоций и воспоминаний. Вряд ли найдется еще один человек у которого сформирована идентичная географическая лакуна. Эти не-места могут иметь и отрицательное значение. Подобно ночным кошмарам. Не-места, в которые вы возвращаетесь вопреки своей воле. Не-места, которые дублируют реальное пространство, вызывая подсознательный страх. Которые хочется немедленно покинуть.
Не-пространство.
Искусство напрямую связано с понятием не-места. Любое кроме архитектуры. Потому что архитектура, как раз является искусством реальности и конкретного места. Для современного человека мир можно поделить на три пространства: Естественное (среда обитания, архитектура, искусство реальности) - Человек (интерсубъективное пространство мышления и фантазии) - Неестественное (виртуальная среда, не-место). Идеальным, на мой скромный взгляд, для человека было бы естественное пространство пребывания не загрязненное архитектурой и высказываниями других пользователей, но с неограниченной точкой доступа к коммуникации и потоку информации. Подобно моему, когда я пишу эти слова, находясь в одном из урочищ Гималаев, где на тысячи километров вокруг нет больше ни одного человека. Вот вам еще одно не-место. Всё чаще мы находимся в трёх пространствах сразу. Наши очерки говорят не просто о не-месте. Они сами происходят в не-месте и формируют множество новых лакун посредством текста. Если раньше, в классической литературе, для переноса читателя требовалось дерево - живой лес. Чтобы сделать из него бумагу, на которой можно напечатать текст, формирующий и переносящий в не-место. То теперь деревья не должны страдать. Теперь могут страдать только читатели. А всё реальное действие мета-романа разворачивается где-то на отдаленном сервере, куда стекаются биты информации и кванты энергии...
Пьеса-код.
Впечатленный "от-язычным" происхождением любой культуры, главенством языка над искусствами, философ заявляет - всё есть ТЕКСТ. И ошибается. Всё есть КОД. Текст относительно кода "заскриптован" - предначертан, имеет начало и конец, имеет развитие действия. Код более широк в трактовке. Код имеет большую истинную ценность. Проект дома важнее его реализации. Реализация может быть разной, а код проекта всегда будет идеальным. Трансформируемый код, допускающий интерактивное соучастие в формировании не-места, еще интереснее статичного исполненного и оконченного текста. Современный код мета-романа включает в себя театральное действие на сцене не-места. Автор может создавать код любого утверждения, которое не может являться законченным. Как только высказывание завершено - в любой момент - в текст может ворваться пользователь, превращая полотно в пьесу, со своим комментарием "а Я вот думаю совсем иначе..."
Не-прогулка в не-город.
Мне по прежнему страшно за пользователя считающего романы Шолохова или Солженицына "правдой" или "реальностью". Реализм не имеет отношения к реальности. Он воспроизводит относительно реальное не-место, которым проще обмануться. Как и я, пишущий эти строки с одной из станций, расположенных на горе Элизий, на Марсе. Но вернемся к нашему гипер-мета-тексту. Блог развивается в течение двух лет. Он не редактируется. Автор развивается вместе с ним. Развивается ли читатель? Я начал с простого и это оказалось для меня скучно. Постепенно я деформировал свое не-местопребывания в более комфортное для себя. Теперь я могу провести вас по любой не-картинной не-галерее. Мы можем зайти в любую не-библиотеку и прочесть любую не-книгу. Я могу рассказать какое не-кино показывали в моем не-кинотеатре. Какая не-музыка звучала в моем не-кафе. Мы путешествуем по не-комнатам не-здания или не-зданиям не-города. Мне нравится возможность отсутствия героя и нарратива. Должен ли я придумывать новые формы литературного языка выражения, если мне вполне подходит старый, привычный вам? Я лишь дополняю его изображением, дополнительной визуальностью. Поверхность текста приобретает стерео-характеристики. Текст смещается между нарративом и фикцией, становясь журналом событий которые якобы-происходили или не-происходили. Автор становится фикцией. Мне нравится возможность ультра-субъективного преломления любой мысли без попытки образного и иносказательного донесения смысла, который и так недостижим. Наше здание мета-романа построено из цитирования, цитирования-цитирования, перевода и перевода-перевода, списков и списков-списков, смещения и смещения-смещения, ячеек, модулей, полос и структур информации. С не-места. Вы можете начать читать с начала, с конца или с любого места - придете вы именно туда, куда хотите прийти. В не-место.
Не-путешесвтие.
И с обратной стороны этой реальности. Реальные книги засоряют реальные полки реальных библиотек. Реальные картины и реальные скульптуры засоряют реальные пространства реальных галерей. Мне не нужно больше перемещаться чтобы посмотреть фильм, пообщаться, сделать покупку, попасть в другую страну, научиться чему-то. Мир агонизирует перепроизводством реальных вещей реальная польза которых утрачена и размыта. Реальные вещи заполняют пространства, необходимость в которых давно отстала. Есть только одно состояние с которым пытается бороться современный Мир посредством технологического новшества искусства и философии - безразличие и пресыщенность. Нет нужды идти куда-то, чтобы совершить действие. Действие потеряло место. Как нет нужды идти куда-то, чтобы встретиться с богом. Deus in machina - Бог в машине. Мы уже пришли. Без цели. Нет вообще никакой нужды куда-то идти...