Найти тему

Осознанный сон: признаки сновидения

Ещё до того, как я впервые услышал о специальных практиках, способствующих осознанному сновидению, периодически мне и без каких-либо тренировок удавалось заподозрить во сне нереальность происходящего или, выражусь немного точнее, несоответствие происходящего реальности. Обычно ты целиком вовлечён в процесс сновидения, игнорируя присущий некоторым сюжетам абсурд. Как бы то ни было, порой совершенно неожиданно простейшая логическая неувязка способна отрезвить сновидящего, позволяя наблюдать дальнейшие события вполне осознанно.

К примеру, однажды мне снилось, что я провожу время в дружелюбной компании в незнакомой абстрактной квартире. Бóльшую часть сна мы, ведя светскую беседу, провели на кухне за громоздким деревянным столом, поверх которого лежала вязаная салфетка, украшенная причудливыми узорами. Кажется, мы наслаждались крепким зелёным чаем, и когда кружки опустели, гостей пригласили продолжить досуг в большой комнате. Помещение контрастировало с кухней, было плохо освещено несколькими тусклыми лампами и в целом выглядело неуютно. Вдоль стен в несколько рядов располагались длинные кожаные диваны, за каждым из которых висели сомкнутые шторы, ответственные за гнетущий полумрак. Центр комнаты по непонятной причине был уставлен креслами, причём располагались они так близко один к другому, что пользоваться этой мебелью будто не предполагалось, однако столь сомнительное дизайнерское решение ни мне, ни другим гостям странным не показалось. Разговор по душам непринуждённо возобновился. В свою очередь, я вызвался помочь главе дома принести с кухни посуду. Пока тот хлопал дверцами шкафа, мне вновь приглянулся обеденный стол, но если ранее за ним уместилась группа из нескольких человек, за время нашего отсутствия он уменьшился до размеров тумбы. Скукожилась заодно и разрисованная салфетка, а вместе с ней практически неразличимы оказались вязанные узоры. Бессмысленно расставленные кресла ранее совершенно меня не смутили, тогда как сильно преобразившийся в габаритах предмет тут же спровоцировал осознание того факта, что я сплю.

-2

Это сон, да? — с некоторой досадой спросил я гостеприимного хозяина, пока тот возился в стороне. Судя по звукам, он только что насыпал листья чая в специальную ёмкость и дважды звонко стукнул ложкой по металлическому ободку.

Да, это сон. — тихо ответил мужской голос.

Как правило, если сюжет сна благоприятен, или скорее даже не сопряжён со стрессом, участие в бестолковых, как оказывается, событиях вызывает чувство разочарования. Грубо говоря, зачем было тратить время на чаепитие незнамо с кем, знакомиться и, в конце концов, соблюдать рамки приличия, если всё это происходило не наяву. Тогда мне захотелось поделиться снизошедшим откровением с остальными! Я забежал в комнату и учтиво оповестил гостей о том, что происходящее — лишь мой сон. Гости рассмеялись и принялись саркастически убеждать друг друга, будто это не я сошёл с ума, а они действительно являются бессмысленным элементом моего воображения. Шутки приобретали всё более уничижительный характер, на что я уверенно заявил, что без труда докажу свою правоту, после чего под громыхающий гогот крепко зажмурился и без промедления проснулся.

-3

Помимо несостыковок в расположении предметов, их размере и цвете, возможно, наиболее полезным для осознания сна инструментом являются часы, настенные или наручные. Достаточно взглянуть на циферблат, отвернуться и тут же ещё раз проверить, который час — стрелки гарантированно окажутся в ином положении, если не исчезнут вовсе. Главное, если изначально не стоит задача проснуться — как можно быстрее успокоиться, иначе нахлынувшее возбуждение мгновенно разрушит хрупкую иллюзию реальности. Поделюсь ещё одним практическим советом, трюком, которым пользуюсь сам, чтобы расслабиться и удержать сновидение: удивительную эффективность показывает вращение, стоя на месте с вытянутыми руками подобно букве “т”. Можно совершить несколько оборотов, остановиться и, если давление извне отступило, значит, фундамент на какое-то время окреп и позволяет продолжить путешествие.

К слову, унять взволнованность после обнаружения ошибки во сне может оказаться даже тяжелее его первоначального осознания. Дон Хуан Матус, будучи совершенным мастером искусства снови́дения, на начальном этапе обучения рекомендовал Карлосу Кастанеде наловчиться определять момент засыпания. Не претендую на статус великого мага, коим являлся знаменитый индеец, тем не менее, данным навыком я овладел ещё до прочтения соответствующих книг. Мне удаётся точно обозначить точку отправления в сон. За несколько секунд до завершения стадии бодрствования с закрытыми глазами мне мерещится некое пространство, похожее на плотную толщу жидкой субстанции. На первых порах можно заметить подобие ряби на поверхности — сначала она напоминает редкие волны, но вскоре приобретает очертания то ли червяка, то ли воздушного змея, извиваясь, пропадая и возникая вновь. Позже движения червя уже сопровождаются короткими, едва уловимыми вспышками, за которыми следуют ненавязчивые приглушённые звуки, схожие человеческому бормотанию или скорее разговору нескольких людей за стеной. Если пытаться анализировать ощущения в этот момент, кажется, что глаза утекают за уши, откуда углубляются в затылок. Червь в это время танцует прямо передо мной, но движения его осязаемы одновременно и внутри, и словно где-то глубоко в необъятном далёком водоёме.

-4

Умение определять этот переходный из бдения в сон этап позволяет ловить и мгновения обратного процесса. Когда картина сновидения должна вот-вот распасться, и я понимаю, что просыпаюсь, ненадолго снова возникает упомянутый резервуар — это состояние при должной тренировке можно удерживать довольно продолжительное время. Даже если визуальная составляющая развалилась, танцуя с червём, я мысленно восстанавливаю последние события сна и успешно возвращаюсь на ту сторону.

---

С первым материалом цикла об осознанных сновидениях можно ознакомиться здесь.