В последние годы кратно растет число публикаций о роли харизматичного лидерства.
Харизматическое лидерство — особая форма влияния на других посредством складывающейся из общих и специфических качеств личностной привлекательности, которая вызывает поддержку коллектива.
Как говорил Джей Конгер: «Руководитель, обладающий харизмой, является потенциальным источником огромных изменений для организации»
Если изначально, в социологии и философии термин «харизма» считался неким даром, то современные исследования пришли к другим выводам: харизма — это навык, который можно развить и приобрести.
Подсознательно закрепляется убеждение: если ты руководитель, то непременно должен быть харизматичным лидером, чтобы влиять на сотрудников в силу личных качеств и стиля.
Однако, как показывает практика, далеко не все представители высшего звена обладают этим умением.
В данной статье мы расскажем, как определенный архетип влияет на развитие бизнеса. А в конце дадим рекомендации, как развить в себе управленческую харизму.
В теории Йоханнеса Штайрера выделяется четыре архетипа управленческих харизматиков:
№ 1 - Отец
Данный тип ложится в основу патриархального уклада компании. Это пример вечной проблемы отцов и детей, но уже в бизнесе.
Она, как правило, связана с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя.
С одной стороны это образец подражания, признак стабильности и силы, с другой триггерный центр обратных действий.
Подчиненные одновременно доверяют и благодарят, боятся и негодуют.
Джордж Мортимер Пульман один из ярких примеров данного архетипа.
Он стремился к созданию лучших условий сотрудникам, поэтому выстроил целый рабочий поселок, в котором они жили на специальных условиях. Он был задуман, как образцовый самодостаточный городок с первоклассным инженерным обеспечением и жесткими нормами поведения жителей.
Пульман считал, что размер оплаты труда сотрудников — исключительно дело компании, и они не имеют к ней никакого отношения.
Ограничение подчиненных в выборе условий жизни стало его главной ошибкой.
Сотрудники начали забастовку в ответ на резкое снижение зарплаты при неизменно высокой арендной плате за служебное жилье.
И социальный эксперимент Пульмана потерпел неудачу.
№2 - Герой
Один из самых распространенных типов руководителей.
Это посыл энергии, энтузиазма и сил.
Такой руководитель вовлечен во все процессы и вовлекает всех вслед за собой. Он определяет куда двигаться, как двигаться, как противостоять конкурентам и как вывести компанию на верхушку рейтингов. Такой тип не подчиняется никому и не ожидает от сотрудников подчинения строгим правилам.
К такому типу относится Стив Джобс, сооснователь и СЕО компании Apple.
История жизни Джобса являет собой такие черты характера, которые помогли ему двигаться к цели — он обладал волей, у него было четкое видение цели и потрясающая работоспособность.
Но самое главное, его харизма позволяла объединять людей ради идеи.
№3 - Спаситель
Таких людей можно назвать «великими преобразователями». Они способны подчинять массы и наставлять их на истинный путь.
Исследователи называют это современным и принципиально новым подходом управления бизнесом.
Такие руководители проявляют вдохновенность, амбициозность и веру в свои силы. Это помогает получить большой эффект на годы вперед.
Самый яркий представитель «спасителей» является Ричард Сол Вурмен, основатель конференции TED.
Он стремился сделать так, чтобы информация была понятна, как ему самому, так и другим. Публиковал книги, путеводители, руководства в сферах финансов, здравоохранения и спорта.
Для исследования и расширения собственных идей, Вурмен стал использовать такую форму проведения мероприятий, как конференции. Он основал и возглавил конференцию TED (technology, event, design), которая впоследствии стала популярной площадкой, где люди могли обмениваться своими знаниями и идеями.
№4 - Царь
Такому архетипу присущи качества: мудрость, благоразумие, невозмутимость, вежливость и смирение. Что сильно отличает его от строгого типа «отца».
Люди, относящиеся к данному архетипу могут из обычного физика стать директором SAP AG, как Хеннинг Кагерманн.
Хеннинг был скромным человеком, не демонстрировавшим никаких подвигов, не проявлявший яркого трудоголизма, обладающий подчеркнутой скромностью.
Но это все не помешало Кагерманну пробыть руководителем SAP на протяжении шести лет.
Мы подготовили 5 советов, которые помогут вам развить управленческую харизму:
- Дело не во внешности: не обязательно быть самым красивым человеком в помещении, чтобы привлекать внимание окружающих.
- Станьте наблюдательным: с большим вниманием относитесь к тому что вас окружает и о чем говорит собеседник.
- Оставайтесь искренним: мимика выдает обратное. Улыбка лучше всего располагает в сложных переговорах.
- Правильное первое впечатление: сила рукопожатия влияет роль. Не слишком мягко или жестко.
- Овладейте ораторским мастерством: настоящий лидер умеет увлекать и удерживать внимание собеседников.
Чтобы быстрее вычислять настоящих лидеров и больше понимать, какие качества необходимо развивать именно вам, лучше всего погрузиться в среду, где такие люди находятся.
Бизнес–сообщество Московское Деловое Собрание объединяет предпринимателей, которые с помощью своих знаний и личностных качеств развивают свои компании.
МДС — это сообщество, объединившее лучшие практики коммерческих бизнес–клубов, некоммерческих бизнес–организаций и участие государственных структур.
Оставляйте заявку и присоединяйтесь к МДС на 1 тестовый месяц.
Действуйте сегодня, чтобы завтра ваш бизнес процветал!