- Покупая товар на маркетплейсах или в интернет-магазинах, не лишнем будем узнать о некоторых особенностях таких покупок.
- На маркетплейсах и в интернет-магазинах в карточке товара указываются его характеристики, цена и сроки доставки.
- Такое предложение купить товар считается публичной офертой (предложением купить), а оформление заказа на сайте – ее акцептом (согласием на покупку), после которого читается, что вы заключили договор купли-продажи.
- Разберем наиболее 3 популярных вопроса о покупках на маркетплейсах и в интернет-магазинах.
1). Можно ли вернуть невозвратные товары
А) Любители онлайн-шопинга могут отказаться от покупки в любой момент до получения товара.
- Полученную же вещь без брака, но которая не подошла или не понравилась, причем без объяснения причин, можно вернуть в течение 7 дней.
- Запреты на возврат нижнего белья, парфюмерии, бытовой химии и всех остальных «невозвратных товаров», перечисленных в Правилах торговли (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463), при торговле через интернет не действуют.
- Такая особенность связана с тем, что у потребителя нет возможности увидеть товар перед покупкой. Какой бы качественной ни была фотография в карточке товара, она не может передать полную и исчерпывающую информацию о нем.
- Но покупатель может вернуть покупку только при условии, что сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также есть документ, подтверждающий факт и условия покупки (ч. 4 ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей").
- Доказать факт покупки можно, например, выпиской по банковскому счету, где будут указаны сведения о получателе платежа, перечисленной сумме и иные сведения, позволяющие идентифицировать покупку.
- Продавец в течение 10 дней должен вернуть потребителю всю сумму, за минусом своих расходов на доставку.
Б) Если покупка оказалась с браком, то у покупателя есть такие же права, как и при покупках в обычных магазинах, он по своему выбору вправе требовать (п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1):
- заменить товар на такой же или другой товар;
- уменьшить цену товара;
- на безвозмездное устранение недостатков товара (ремонт);
- вернуть деньги за товар и вернуть товар продавцу.
Подробнее о ваших правах при покупке некачественного товара читайте в отдельной статье.
2). Законно ли требование о платном возврате товара?
- Как мы выяснили, покупатель вправе отказаться от качественного товара (как до его получения, так и после получения в течение 7 дней), а продавец в течение 10 дней обязан вернуть ему потраченные деньги.
- Однако покупатель в данном случае обязан возместить расходы продавца на обратную доставку товара от потребителя (п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1).
- Таким образом, платным является не возврат товара, а его обратная доставка до продавца.
- Иначе складывается ситуация, если потребитель хочет вернуть товар, в котором был обнаружен брак, или привезли не то, что заказывал. Платить в этой ситуации за возврат он не должен.
- В противном случае будет нарушено его право вернуть товар ненадлежащего качества. Такие действия продавца (владельца торговой площадки или онлайн-магазина) являются неправомерными.
3). Если покупка частично оплачена бонусами – какую сумму вернут?
- Желая привлечь покупателей, магазины вводят систему бонусных баллов, которыми в дальнейшем можно оплатить покупку. Как быть, если товар, приобретенный частично с помощью таких бонусов, не устроил или оказался некачественным?
- Покупатель в данном случае не может вернуть бонусы деньгами за покупку товара, который ему не подошел.
- Бонусные баллы представляют собой условные расчетные единицы, которые начисляются за совершение покупок в определенном объеме с целью стимулирования потребительской активности в соответствии с программой лояльности продавца.
- При оплате товара за счет бонусных баллов покупатель платит за соответствующий товар меньшую стоимость, тем самым получая скидку с цены товара.
- При расторжении договора купли-продажи покупатель может рассчитывать на возврат только фактически уплаченных им денежных средств за вычетом бонусных баллов.
- Что касается самих баллов, то покупатель может потребовать от продавца восстановить их на дисконтной карте или в личном кабинете.
Всем хорошего дня!
Подпишитесь на рассылку и получайте персональные советы
Наш сервис поможет вам составить договоры, иски, заявления о защите прав как потребителя и другие документы
А наши курсы доступны по ссылке и помогут вам лучше разобраться в нужных вам темах.