Найти в Дзене

Как европейские добровольцы помогали Гитлеру в его победах над Красной Армией

Эта статья — продолжение разговора о вкладе стран Европе в победы Вермахта на Восточном фронте.

Вопрос о том, почему же немцы в первый год войны смогли так далеко продвинуться вглубь нашей территории, а мы потом несколько лет, огромной кровью их оттуда выдавливали, волнует, наверное, любого мыслящего человека.

И ответ о том, что дескать Советскому Союзу пришлось сражаться против всей Европы (потому и было так тяжело) тоже неоднократно слышали все.

Спорить, конечно, сложно, ибо в рядах вооружённых сил Третьего Рейха — Вермахте, войсках СС, разных военизированных организациях, можно было встретить представителей очень многих стран, причём, не только Европы. Однако, период, когда в составе немецких войск сражались целые инонациональные дивизии, а в обычной пехоте порой до трети было поляков, чехов и бывших советских граждан, приходится на годы, в которые Вермахт находился в обороне. А проводимые немцами на разных участках фронта контрудары — от Курска до Будапешта, лишь были попытками замедлить наше наступление.

Мне же захотелось оценить вклад разных иностранцев именно в период, когда Вермахт одерживал убедительные победы, как паровой каток неудержимо продвигаясь по нашей земле. То есть до декабря 1941 года и летом года 1942-го.

Люди, интересующиеся историей войны, сходу скажут, что к моменту нападении на СССР в войсках СС была сформирована дивизия «Викинг» из иностранных добровольцев разных стран Европы. Сформирована в рамках объявленного Гитлером «Крестового похода против большевизма». Это действительно так.

Дивизия «Викинг» была сформирована для участия в операции «Барбаросса» и затем всю войну сражалась на Восточном фронте, к сожалению, весьма успешно. Дивизия была первым инонациональным соединением СС, но есть некоторые нюансы. Иностранцами планировали укомплектовать лишь два пехотных полка из трёх. В полку «Нордланд» должны были служить добровольцы из Дании и Норвегии, а в полку «Вестланд» — голландцы и фламандцы. Третий полк — «Германия» и остальные части дивизии комплектовались немцами.

Однако к началу войны в «Викинге» было официально 1564 иностранца: 631 голландец, 294 норвежца, 216 датчан, 421 финн, один швед и один швейцарец.

Причём, считать финский батальон не совсем корректно, поскольку к началу войны с Советским Союзом он ещё не был полностью сформирован. Но в силу немецкой системы учёта его в составе дивизии считают.

Кроме дивизии «Викинг» имелся отдельный полк СС «Нордвест», и к маю 1941 года в полку было 920 фламандцев и датчан. К августу их число возросло и составило 2313 человек: 1400 голландцев, 805 фламандцев и 108 датчан. Но сам полк на фронте не воевал, а позже стал основой Датского корпуса, Фламандского и Голландского легионов.

Датский корпус, численностью 1270 человек, прибыл на фронт весной 1942 года, действовал в районе Демянска.

Фламандский легион прибыл в окрестности Ленинграда в ноябре 1941 года, его численность составляла 1112 человек.

Голландский легион также был отправлен под Ленинград, при формировании летом 1941 года было 1400 голландцев, но в начале января уже числилось 2937 человек: 700 немцев, 2207 голландцев и 26 фламандцев.

Зимой 1942 года на фронт прибыл и Норвежский легион — 1218 человек.

Что касается дивизии СС «Викинг» то на 19 сентября 1941 года в ней служили 821 голландец, 291 норвежец, 251 датчанин, 45 фламандцев, 8 шведов, а также отдельный финский батальон. Напомню, что общая численность дивизии была около 19 тысяч человек. И в дальнейшем, количество иностранцев в дивизии не превышало 10%.

Цифры по количеству иностранцев в СС на тот период встречаются разные, но в целом можно говорить, что к весне 1942 года (после прибытия на фронт всех формируемых легионов) в войсках было 7-8 тысяч иностранцев, при общей численности войск СС до 200 тысяч человек.

Надо не забывать, что были иностранные формирования и в Вермахте. В июле 1941 года во Франции начался набор в «Легион французских добровольцев против большевизма». Кроме этнических французов там кого только не было, даже арабы из французских колоний. Немалую долю составили русские эмигранты. В начале ноября два батальона легиона, числившегося в Вермахте как 638-й пехотный полк (общей численностью в 2352 человек) прибыли в Смоленск, а потом принимали участие в битве за Москву (в основном отступали). Именно про эту часть ходит миф, что они сражались на Бородинском поле, к которому они на самом деле никогда не приближались.

Ещё одно, уже более крупное соединение — «Голубая дивизия» из Испании, в Вермахте получившая номер 250, прибыла в район Новгорода в октябре 1941 года.

Ну и в октябре 1941 года на Восточный фронт прибыл 369-й пехотный полк, сформированный их хорватских добровольцев. На момент прибытия в нём было 3895 человек, полк придали 100-й егерской дивизии, с которой он воевал далее, до самой своей гибели в Сталинграде.

Ну и, конечно, кроме иностранцев в составе немецких вооружённых сил были ещё и союзники Третьего Рейха.

Тут стоит отдельно отметить Финляндию, которая вела, по сути, свою войну, и после разгрома в 1941 году советских 7-й и 23-й армии (с выходом на старую линию границы и несколько далее в отдельных районах), активных действий не вела.

Что касается остальных стран, то Венгрия и Италия были представлены отдельными корпусами, Словакия отправила одну слабую дивизию (плюс ещё одна действовала против партизан), и лишь Румыния выделил целых две армии. Правда, последние свой вклад внесла лишь тем, что сковывала силы наших войск на юге, поскольку в основном румыны терпели лишь поражения.

В летней компании 1942 года вклад союзников существенно вырос — Италия и Венгрия уже отправили целые армии, да и Румыния увеличила свои силы. Но, как мы все знаем, именно эти войска союзников и оказались тем слабым звеном, которое помогла нашей армии нанести существенные поражения Вермахту.

Ну и ещё надо помнить, что в Третьем Рейхе было немало всяких полувоенных структур, в которых иностранцы встречались во множестве.

Можно посмотреть на примере Нидерландов. В разных строительных, транспортных и прочих организациях за войну прошло более ста тысяч голландцев. Правда, и тут большинство приходится на второй период войны, после 1942 года, но и не только. Например, известно, что в окружённом Сталинграде погибло около 300 голландцев из транспортных полков Люфтваффе.

Подробнее про голландцев (и бельгийцев) я дам ссылку ниже, а пока подведём итог.

Можно смело говорить, что в ходе боевых действий 1941 года, вклад иностранцев в успехи Вермахта был просто мизерным. Причём это же касается и союзников Третьего Рейха. Так же, как и когда речь шла про вооружение, в значительных количествах иностранные солдаты появились в немецкой армии лишь в оборонительный период её действия. Причём, даже обилие инонациональных дивизий СС — фламандской, голландской и пр., ещё не говорить о количестве иностранцев, поскольку и в таких дивизиях чаще всего число немцев превышало количество иностранных добровольцев.

То есть, в целом, вклад Европы в войну на стороне Гитлера, хоть в материальном плане, хоть в человеческих ресурсах, был пусть и достаточно заметен, но приходится он на последние годы. Потому приводить этот фактор как причину победу германской армии на Восточном фронте неправильно. Совсем неправильно.

Думаю, что приведённые данные в обеих статьях вас в этом убедили.

Ну и ссылки по теме:

Сколько же голландцев воевало за Гитлера

Сколько же бельгийцев воевало за Гитлера