Mazda навсегда связана со своим лидерством в области роторных двигателей, но история ее купе и спортивных автомобилей началась гораздо раньше.
История Mazda восходит к временам, когда она еще не была спортивным люксовым брендом , продающим автомобили премиум-класса по обычным ценам. С 1920 года это был бренд, который делал пробки, а в 1931 году он начал производить свой первый автомобиль — моторизованный трехколесный грузовик под названием Mazda-Go . Его история с реальными автомобилями началась только 10 октября 1960 года, но Mazda расширилась от своего скромного начала до автомобильной компании, которую лучше всего описать как бренд для людей, которые хотят веселое, ориентированное на водителя транспортное средство, не обращаясь к дилеру Porsche. Конечно, ее седаны и хэтчбеки были забавными для вождения, но мы все можем признать, где находится духовный центр Mazda: ее культовые купе, кабриолеты и спортивные автомобили. Вот 10 спортивных автомобилей, которые вывели Mazda на карту.
Mazda R360 Купе (1960–1966)
Хотя R360 — это кей-кар, то есть автомобиль, который вписывается в самую маленькую автомобильную категорию Японии, ограниченную автомобилями с двигателями объемом менее 660 куб. см, это купе 1960 года положило начало ассоциации Mazda с производством веселых автомобилей, которых мы жаждем сегодня. С двигателем V-twin объемом 356 куб. см оригинальный R360 выдавал около 16 л. с. и поставлялся либо с четырехступенчатой механической коробкой передач, либо с двухступенчатой автоматической. Этого было более чем достаточно для 838-фунтовой мини-Mazda.
Mazda R360 Купе (1960–1966)
Хотя он и дал старт Mazda, он не продержался долго, выпускаясь всего около шести лет. Тем не менее, R360 предлагал интересную цветовую гамму, включая Opal Green, Maroon Rouge и Somerset Blue, в то время как версия Deluxe выпускалась в двух двухцветных вариантах с синей или красной крышей над кузовом Cream.
Мазда Фамилия (1963–1968)
Следующей в очереди на массовое производство автомобилей Mazda стала Mazda Familia, также известная как Mazda 800 за пределами Японии . Оригинальная Familia была представлена как фургон, но в ноябре 1964 года была представлена первая версия купе. Хотя изначально эти автомобили были оснащены двигателями I-4 объемом 782 куб. см, в 1965 году для купе Familia 1000 была представлена итерация объемом 985 куб. см. Она выдавала 67 л. с. и 59 фунт-фут крутящего момента и работала в паре с четырехступенчатой механической коробкой передач.
Мазда Фамилия (1963–1968)
Кузов Familia был разработан Джорджетто Джуджаро, когда он работал в Carrozzeria Bertone, и вы можете увидеть многие из этих итальянских влияний по всему купе 1000. США никогда не импортировали эти Familia, поскольку они в основном продавались в Японии и Океании. Это купе было важным само по себе, но оно привело к появлению доступного автомобиля с радикальным двигателем, который сделал Mazda печально известной в кругах энтузиастов на десятилетия.
Мазда Космо (1967-1972)
Трудно говорить о Mazda и роторных двигателях, не упомянув первое поколение Cosmo. Первая серия — L10A — никогда не поставлялась в США, но прославилась в Японии благодаря использованию в научно-фантастическом сериале « Возвращение Ультрамена» , который транслировался на Tokyo Broadcasting System (TBS). Cosmo также ознаменовал собой введение первого серийного роторного двигателя, основанного на конструкции Феликса Ванкеля 1957 года. Этот двигатель был построен по лицензии и решил многие проблемы, с которыми сталкивалась оригинальная конструкция.
Мазда Космо (110S)
Большинство роторных Mazda, продаваемых в США, имели обозначение RX, но Cosmo не имел. Вместо этого вторая серия (L10B), которая продавалась здесь, имела обозначение 110S и изначально поставлялась с двигателем 10A, известным как 0813. Из 833, выпущенных для мирового производства, только шесть были проданы в США
L10B также использовался как первый заводской гоночный двигатель Mazda, чтобы доказать надежность роторного двигателя 10A, но было одно изменение. В то время как серийные двигатели 0810 и 0813 использовали боковые впускные отверстия на каждом корпусе ротора , модифицированная версия 0810, используемая для гонок, получила боковые и периферийные впускные отверстия с дроссельным клапаном, переключающимся с бокового отверстия для низких оборотов на периферийное отверстие для высоких оборотов
Mazda Capella/618/616/RX-2 (1970–1978)
С названием, которое вы, скорее всего, не узнаете, Capella — это то, что помогло сделать Mazda фамильным именем здесь, в США. Mazda Capella 1970 года ознаменовала первое поколение Mazda, использующее второй серийный роторный двигатель, 12A. Этот 1,2-литровый роторный двигатель передавал 130 л. с. и 115 фунт-фут крутящего момента на задние колеса Capella с помощью механической коробки передач. Тем временем, сама Capella была отправлена в Америку, возвещая о появлении Mazda Motor of America в 1970 году. Здесь она была переименована в Mazda 616 и 618, на короткое время даже используя 1,8-литровый I-4, в то время как роторная версия была названа RX-2.
Mazda Capella/618/616/RX-2 (1970–1978)
Версия Capella 1971 года была переименована в 616 в Америке, поскольку она поставлялась с 1,6-литровым I-4, который также использовался в более поздних моделях Mazda, продаваемых в США, о которых мы поговорим позже. В 1972 году 616 стала 618 с введением недолговечного 1,8-литрового I-4. Это продолжалось всего около года, прежде чем только RX-2 стала единственной версией Capella для американского рынка .
Mazda Familia/R100 Rotary (1968–1977)
Опять же, большинство, возможно, не знакомы с названием Familia Rotary, однако этот автомобиль стал основой для Mazda R100 1971–1972 годов, продававшейся в Америке. Вместо того, чтобы использовать тот же рядный четырехцилиндровый двигатель, что и стандартная Familia, R100 использовал роторный 12A . Выдавая почти 130 л. с. от своего уникального двигателя, R100 также помог Mazda закрепиться в автоспорте с роторными спортивными прототипами, которые в конечном итоге привели к победе в Ле-Мане 787B.
Mazda Familia/R100 Rotary (1968–1977)
Чтобы соответствовать FMVSS 1970-х годов (американские правила), квадратные фары Mazda Familia Rotary были заменены круглыми фарами для R100. Хотя продажи были ограничены американским Тихоокеанским Северо-Западом, R100 стал хитом среди всех, кто его купил.
Mazda Grand Familia/Savanna/808/Mizer/RX-3 (1972-1977)
Первоначально Mazda Grand Familia должна была заменить Familia, но в 1972 году, когда разразился энергетический кризис 1970-х годов, эти планы изменились, в результате чего Mazda переделала Grand Familia в более дорогую версию Familia. Здесь, в США, мы получили эту Mazda
как 808 с 1972 по 1977 год; она использовала 1,6-литровый двигатель I-4, а родственный Mizer использовал 1,3-литровый двигатель I-4 с 1976 по 1977 год. RX-3, известный в Японии как Savanna, был более спортивной версией как 808, так и RX-2.
Мазда RX-3 (1972–1978)
Как вы уже догадались, RX-3 использовал роторный двигатель. В то время как оригинальный Savanna и неамериканские RX-3 использовали 10A от R100, американцы получили 12A от RX-2. RX-3 не был быстрее или лучше, чем RX-2, но двигатель 12A в обоих был первым двигателем, построенным за пределами Европы или США, который финишировал в 24 часах Ле-Мана. Этот подвиг вдохновил Mazda вложиться в эту историческую гонку достаточно сильно, чтобы много лет спустя она выиграла ее в 1991 году с еще более радикальным роторным двигателем: R26B.
Мазда Космо (1981-1987)
Mazda Cosmo продолжила эру электронного впрыска топлива, начав с Cosmo Rotary Turbo 1982 года. Этот двигатель был основан на 1,2-литровом роторном двигателе 12A с добавлением турбокомпрессора, увеличивающего мощность до 160 л. с. и крутящего момента 167 фунт-фут. На момент своего появления Cosmo Rotary Turbo был самым быстрым серийным автомобилем в Японии — пока не был представлен Nissan Skyline RS. США никогда не увидят версию Cosmo с роторным двигателем, импортируемую из новых, но мы увидим купе, седан и универсал 929 с 2,0-литровым двигателем I-4. Это также будет последний Cosmo, экспортируемый из Японии за пределами продаж на сером рынке.
Mazda Cosmo Super Injection Limited (1984-1985)
Второй инжекторный роторный двигатель присоединится к линейке Cosmo, появившись в Super Injection Limited. Он использовал 1,3-литровый 13B-RESI — что расшифровывалось как Rotary Engine Super Injection — который, по утверждениям Mazda, имел эффект наддува от резонанса Гельмгольца открытия и закрытия впускных каналов. При использовании заводской системы впрыска топлива Bosch L-Jetronic, 13B-RESI выдавал почти 135 л. с. и 133 фунт-фут крутящего момента. Этот двигатель также нашел применение в Series II RX-7 ...
Mazda RX-7 FB-поколение (1978-1988)
... Которым мы сейчас займемся. RX-7 с шасси FB выпускался с 1978 по 1988 год в трех поколениях, или сериях. Серия I, продававшаяся с 1978 по 1980 год, имеет буквенно-цифровой код SA22C на своем VIN. (Забавный факт: сын ведущего дизайнера Матасабуро Маэды, Икуо Маэда, продолжил разрабатывать Mazda 2 и RX-8, преемника RX-7.) Что действительно отличало RX-7 от других спортивных автомобилей того времени, так это его роторный двигатель и низкое расположение за передней осью. Это не только обеспечивало FB низкий центр тяжести, но и обеспечивало лучшее распределение веса спереди назад.
Mazda RX-7 FB-поколение (1978-1988)
Это поколение также ознаменовало появление первого RX-7 Turbo, также известного как Savanna Turbo. В то время как Cosmo и Luce (модель 1986–1987 годов, которая никогда не продавалась в США) были первыми Mazda с роторными турбодвигателями, RX-7 станет первым выпущенным в США роторным турбодвигателем Mazda. Имея мощность почти 165 л. с., RX-7 Turbo 1983 года выпуска был ограничен одним годом производства, поскольку поколение FC RX-7 собиралось поступить в продажу.
Mazda Eunos Cosmo JC-поколение (1990–1996)
Хотя Mazda никогда не экспортировала Eunos Cosmo на своей новой платформе JC , это все еще очень важный автомобиль в истории купе и спорткаров Mazda. Почему? Он включает в себя самый мощный заводской роторный двигатель от Mazda, 20B-REW.
Mazda Eunos Cosmo JC-поколение (1990–1996)
Что отличает 20B от других роторных двигателей Mazda, так это то, что это был первый трехроторный двигатель заводского производства. С рабочим объемом 2,0 литра и двумя последовательными турбокомпрессорами Eunos Cosmo выдавал почти 280 л. с. и крутящий момент 300 фунт-фут при давлении наддува 10 фунтов на квадратный дюйм. Этот двигатель был основан на двигателе гоночного прототипа 757, 13G, из Ле-Мана, но с боковыми впускными отверстиями вместо периферийных впускных отверстий 13G. Единственным грустным тромбоном здесь было то, что серия JC предлагалась только с четырехступенчатой автоматической коробкой передач.
Вы также обнаружите, что многие 13B-REW переделаны в трехроторные с использованием эксцентрикового вала и промежуточного корпуса, основанных на деталях от 20B, поскольку эти оригинальные детали давно сняты с производства Mazda. Был R20B Renesis, произведенный для концепт-кара Furai 2007 года , но этот двигатель был построен Racing Beat. Хотя он был основан на роторном двигателе Renesis RX-8, официального трехроторного эксцентрикового вала от Mazda нет, и он представляет собой полностью кастомный комплект с использованием дополнительного корпуса и центральной пластины. Были надежды, что этот двигатель R20B Renesis будет произведен вместе с гоночным автомобилем Le Mans до того, как Furai загорелся и был уничтожен в 2008 году.
Mazda RX-7 FC-поколение (1986–1990)
Мы назвали Mazda RX-7 1986 года нашим импортным автомобилем года, когда мы вручали награды Of The Year отдельно. Его первый тест на гоночной трассе Kent Raceway в Кенте, штат Вашингтон, действительно подтвердил правоту: «Все впечатления от уличной езды предыдущего дня были усилены на гоночной трассе. Это хорошо спроектированный, прочный, динамически устойчивый, почти лишенный недостатков автомобиль — на любой разумной скорости».
Mazda RX-7 FC-поколение (1986–1990)
В период с 1989 по 1990 год Mazda RX-7, спортивный автомобиль с роторным двигателем получил некоторые обновления и добавил свою последнюю модель: GTUS. Он взял легкую отделку GTU и добавил все детали, которые сделали Turbo II особенным , такие как 16-дюймовые колеса, четырехпоршневые передние тормоза, вентилируемые задние тормозные роторы, заводской люк на крыше и дифференциал повышенного трения с вязкостной муфтой и передаточным отношением 4,30:1. К сожалению, Mazda не задокументировала, сколько GTUS было построено и было ли сделано для соответствия классу серии IMSA GTU. Слухи об их количестве производства колеблются от 100 до 1000.
Mazda MX-5 Miata NA-поколение (1989-1997)
Кабриолет, который возродил революцию или, по крайней мере, возрождение классического двухместного спорткара, Mazda Roadster 1989 года — более известный как MX-5 Miata в США или Eunos Roadster в Японии — вызвал в памяти старые британские родстеры, такие как MG B и Triumph Spitfire, но на него можно было положиться, он заводился каждый раз, когда вы поворачивали ключ. MX-5 на десятилетия стал эталоном небольших недорогих спорткаров. «В результате получился автомобиль, который понравится всем, от секретарш до гонщиков вне работы», — писали мы во время его первого теста в 1989 году. «От поверхностного первого впечатления до глубокого исследования Miata выдерживает любую проверку».
Mazda MX-5 Miata NA-поколение (1989-1997)
Первые несколько модельных лет Miata поставлялись с 1,6-литровым I-4 мощностью около 115 л. с. и крутящим моментом 100 фунт-фут, сочетавшимся с пятиступенчатой механической коробкой передач или четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Это изменилось в 1994 модельном году с введением более крупного 1,8-литрового двигателя мощностью около 129 л. с. и крутящим моментом 110 фунт-фут. Опционально модели для США и Японии могли получить Torsen LSD для своих новых 1,8-литровых двигателей, поскольку вязкостный дифференциал был недостаточно долговечным. Однако в Великобритании появилась версия, посвященная победе Mazda в гонке 24 часа Ле-Мана с моделью 787B, которая не только включала ту же самую дикую схему окраски, но и поставлялась с преобразованием турбонагнетателя.
Mazda RX-7 FD-поколение (1991–1995)
Cosmo всегда считался символом мира Mazda, но RX-7 поколения FD — это автомобиль, который все хотят и по сей день. В то время как Япония увидела третье поколение RX-7 в 1991 году, США не получат его версию до модельного года 1993 года. Но он произвел впечатление и выиграл наш Импортный автомобиль года после своего дебюта. 1,3-литровый 13B-REW выдавал всего 255 л. с., но он был подкреплен пятиступенчатой механической коробкой передач и помог RX-7 разогнаться до 60 миль в час всего за пять секунд — число, которое было впечатляющим для начала 1990-х годов. Что действительно заставило FD сиять, так это его шасси. Как и у FC до него, размещение 13B за передней осью дало RX-7 распределение веса 50/50.
Mazda RX-7 FD-поколение (1991–1995)
К сожалению, потрясающих характеристик FD было недостаточно, а Miata от Mazda была намного дешевле для столь же веселого автомобиля. С крахом экономики Японии в 1992 году и укреплением иены, сделавшим RX-7 еще дороже в Америке, экспорт прекратился к 1995 году . В Японии RX-7 просуществовал до 2002 года, но в США не было спорткаров Mazda с роторным двигателем в течение почти десятилетия. Для истинных энтузиастов RX-7 Spirit R является окончательной версией FD, причем Type A является пуристом с его легкими передними сиденьями Recaro, отсутствием задних сидений (Type B и C были 2+2) и пятиступенчатой механической коробкой передач.
Мазда RX-8 (2003–2012)
Для США роторный двигатель пережил настоящее возрождение в 2003 году с появлением уникального спортивного автомобиля Mazda RX-8. Вместо того, чтобы быть традиционным купе, RX-8 был четырехдверным, как RX-7, который он как бы заменил, с задними распашными дверями «freestyle» — как их называет Mazda — которые были больше похожи на те полудвери на пикапах с удлиненной кабиной, которые не могут открыться, не открыв сначала передние двери. Он также поставлялся с новым роторным двигателем под названием Renesis. Официально известный как 13B-MSP (Multi-Side Port), он имел меньшие выбросы и экономию топлива по сравнению с 13B-REW и выдавал 250 л. с. без необходимости в турбонагнетателе.
Мазда RX-8 (2003–2012)
Хотя эти цифры не были полностью впечатляющими в 2003 году (как мы отметили, Honda S2000 имела 240 л. с.), RX-8 был абсолютным взрывом для вождения . «RX-8 не обладает упругой, мускулистой реакцией Z-car», — писали мы о RX-8 . «У него нет уверенного, вырезанного из заготовки ощущения BMW. Но он легкий на ощупь, и автомобиль выполняет ваши приказы одним нажатием кончиков пальцев».