Найти в Дзене
Aleksis

Судебная медицина.

Здравствуйте уважаемые подписчики, читатели и просто прохожие. С УД, вроде разобрались, если ещё остались вопросы, задавайте! Данный цикл статей хочу посвятить Судебно-медицинской экспертизе и исследованиям. Очень немногие могут похвастаться знанием медицины, и ещё более узкий круг может рассуждать о судебной медицине. И хотя, на многих форумах происходят целые баталии по этому поводу..., это всё от незнания, от дремучести... Давайте попробуем и в этом вопросе разобраться? Попробуем привлечь настоящих патологоанатомов и судмедэкспертов, а пока...

СМ
СМ

для начала немного истории. Для тех, кому это не интересно, пару статей можно пропустить, кому интересно - читайте!

Судебная медицина как самостоятельная наука возникла из потребности суда в объяснении фактов биологического и медицинского порядка. Несомненно, что созданию государственной и научной судебной медицины предшествовал длительный период ее практического применения в судебных и следственных целях. Ранние сведения о судебно-медицинских исследованиях и науке как таковой, достаточно скудны...

До-Петровская эпоха.

В историко-медицинском аспекте возникновение науки судебной медицины фактически будет правильно отнести к тому периоду, когда узаконивается обычай привлекать медиков как сведущих лиц для разрешения вопросов при расследовании преступлений против здоровья и жизни.
В ряде историко-медицинских работ русских исследователей я нашёл многочисленные указания на то, что в до-Петровской Руси медицинская экспертиза проводилась в форме судебно-медицинских освидетельствований живых лиц, а в отдельных случаях и осмотра трупов лиц, погибших от насильственной смерти.
Всякий раз подобного рода врачебные экспертизы назначались специальным правительственным указом. Это свидетельствует о том, что уже в ХѴІ—XVII веке, т. е. задолго до введения официальных распоряжений по организации специальной судебно-медицинской службы, практиковались врачебно-экспертные освидетельствования по различным поводам: телесные повреждения, отравления, определение пригодности к несению государственной и военной службы, медицинские правонарушения. В XVI веке появился специальный орган – Аптекарский приказ, в функции которого входило, помимо прочего, установление состояния здоровья, а также осмотр трупов лиц, умерших скоропостижно или насильственной смертью. Вот один из примеров работы приказа: по распоряжению Аптекарского приказа был исследован труп дьяка Ефима Богданова на предмет,
«какою он болезнью умер». Было установлено, что «болезни де у него Ефима камень в почках, и стал де тот камень больши роста, и от того де камени и смерть ему учинилась». В начале XVII века издаются первые официальные распоряжения,, узаконивающие проведение судебно-медицинской экспертизы, как например «Боярский приговор» (в данном случае рассматриваем как источник русского права XVII века) вошедший в Полное собрание законов,—«О наказании не знающих медицинских наук и по невежеству в употреблении медикаментов, причиняющих смерть больным». Конкретно этот «приговор» был опубликован в связи со смертью боярина Салтыкова, умершего от отравления собственным слугой Алексеем Каменем, который по ошибке дал ему большую дозу яда, купленного им в зеленной лавке. По поводу смерти Салтыкова была потребована экспертиза от Аптекарского приказа.

Петровские времена.

Петр I, начал серьёзные преобразования в области медицинского обслуживания населения, указал на обязательность медицинских освидетельствований в случаях смерти от побоев и ранений. В толковании к артикулу (статье) 154 Воинского устава прямо указывается на обязательность судебно-медицинского вскрытия трупа в случаях насильственной смерти от побоев и ранений: «Но надлежит подлинно ведать, что смерть всеконечно ли от битья приключилась. А ежели сыщется, что убиенный был бит, а не от тех побоев, но от других случаев, которые к тому присовокупились, умре, то надлежит убийца не животом, но по рассмотрению и по рассуждению судейскому наказать или тюрьмой, или денежным штрафом, шпицрутеном и проч. Того ради зело потребно есть, чтобы, сколь скоро кто умрет, который в драке был и бит, поколот или порублен будет, лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали и подлинно разыскали, что какая причина к смерти его была, и о том имеют свидетельство в суде на письме подать и оное присягою своею подтвердить». В судебно-медицинском отношении представляет большой интерес, что в толковании к той же статье имеются указания, какие телесные повреждения надлежит считать смертельными. Воинский устав имел громадное значение в деле организации судебно-медицинской службы в России.

Судебная медицина в России до судебной реформы...

Проведение судебно-медицинской экспертизы в первой половине XVIII века встретило большие трудности в связи с недостатком врачей. Вскрытия первое время производились в столичных городах и военно-лечебных учреждениях.

Согласно докладу Медицинской коллегии об учреждении врачебных управ, во всех губернских городах данные управы учреждаются, в обязанность коих входит также производство судебно-медицинских исследований, в частности, вскрытие трупов. К этому же времени относится опубликование первых русских правил по судебно-медицинскому исследованию трупов. Были составлены «Генеральные правила - до-врачебной судной науки относящиеся, на основании которых должно чинить свидетельства, соединяемые с знанием анатомии, физиологии и других частей, до сего предмета касающихся». В этих правилах преподается порядок судебно-медицинского исследования мертвого тела. Так, в § 10 указывается: «При таковых осмотрах мертвых тел и свидетельствах ядом отравленных должно обращать все свое внимание, основываясь на знании и чистой совести, не упуская из виду и самомалейшего обстоятельства, к решению сомнения относящегося, дабы верным и точным изысканием причин приключившейся смерти открыта могла быть истина».

Опубликование первого полного официального «Наставления врачам при судебном осмотре и вскрытии мертвых тел» относится к 1829 г.
Наставление содержит изложение процессуальной стороны судебно- медицинского исследования, а также подробные указания врачам по технике судебно-медицинских вскрытий.
В соответствии с этим наставлением
«осмотр и вскрытие мертвых тел обязаны производить в уездах—уездные, а в городах—городовые и полицейские врачи; но если они по болезни или по другой какой причине не могут оным заняться, то вместо них обязанность сих возлагается на всякого другого военного, гражданского или вольнопрактикующего медицинского чиновника. Где находится несколько медицинских чиновников, там судебное исследование тела может быть произведено в присутствии нескольких из них, буде судебный врач признает сие за нужное и буде важность случая того требует». В § 9 наставления подчеркивается, что «врач, производящий судебное исследование, яко чиновник, долженствующий по сему предмету иметь особенные сведения, считается в сем случае первым лицом». Наставление содержит также указания о судебно-химических исследованиях. Согласно наставлению, «химическое исследование подозрительных веществ и употребление противодействующих средств для открытия ядов должно производиться Врачебною управою и медиками и фармацевтами по правилам науки и подробным наставлениям Медицинского совета. Вольные аптекари там, где нет казенных, обязаны, по поручению местных медицинских установлений, производить химическое исследование».

«Руководство врачам к правильному осмотру мертвых человеческих тел для узнания причин смерти, особливо при судебных исследованиях» Буяльский И.В. 1824 год
«Руководство врачам к правильному осмотру мертвых человеческих тел для узнания причин смерти, особливо при судебных исследованиях» Буяльский И.В. 1824 год

...и «Правила  для руководства судебного врача при исследовании отравлений с присовокуплением синоптических судебно-медицинских таблиц о ядах». проф. А. П. Нелюбин
...и «Правила для руководства судебного врача при исследовании отравлений с присовокуплением синоптических судебно-медицинских таблиц о ядах». проф. А. П. Нелюбин

Первые кафедры судебной медицины русских университетов были организованы в начале XIX века. Однако из каталогов (объявлений) о публичных лекциях и расписаний лекций в Московском университете видно, что студенты-медики знакомились с основами судебной медицины уже в 90-х годах XVIII века. Первый отечественный учебник по судебной медицине составлен профессором Московского университета И. Ф. Венсовичем.
Большой известностью и распространением пользовалось руководство по судебной медицине, принадлежащее профессору Медико-хирургической академии С. А. Громову. Появление руководства Громова, по свидетельству современников, составило новую эпоху для студентов и врачей.

Проф. С. А. Громов (1774—1856).
Проф. С. А. Громов (1774—1856).

Говоря об отечественных руководствах по судебной медицине первой половины XIX века, необходимо отметить, что гениальный русский хирург и анатом Н. И. Пирогов опубликовал в 1846 г. свой труд «Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключающихся в трех главных полостях человеческого тела, назначенные преимущественно для судебных врачей»

«Анатомические изображения» Н. И. Пирогова (изд. 2-е, 1850).
«Анатомические изображения» Н. И. Пирогова (изд. 2-е, 1850).

Эта замечательная работа не потеряла интереса и до наших дней.
Особая заслуга принадлежит ему в области исследования огнестрельных ранений. Наблюдения и экспериментальные исследования, посвященные характеристике входных и выходных ранений, представляют исключительный интерес, так как они являются первыми оригинальными исследованиями по данному вопросу. Известно, что Пирогов произвел большое количество вскрытий трупов, в числе которых были и судебно-медицинские.

Судебная медицина в России после судебной реформы 1864 г.

Вторая половина XIX века характеризуется также и выдающимися успехами русской медицинской науки. Классические работы Сеченова, Боткина и Павлова легли в основу теоретической и практической медицины, благодаря чему отечественная медицина уже в то время стала высшим и передовым этапом медицинской науки. Эти обстоятельства и введение гласного судопроизводства послужили мощным импульсом в развитии судебно-медицинской организации и научной деятельности университетских кафедр.
Следует отметить, что незадолго до судебной реформы, в 1857 г., был издан новый
«Устав судебной медицины», в котором подробно определялись права и обязанности судебно-медицинских работников. Экспертная практика в условиях гласного судопроизводства ставила перед судебными медиками ряд новых и актуальных задач по изучению важнейших проблем судебной медицины. Начали развиваться такие направления как: судебная травматология, острая кровопотеря, токсикология, учения о вещественных доказательствах, проблемы асфиксии и бытовой психиатрии. Попутно, в рамках этих статей, заметим, что первые капитальные работы по вопросу о диагностике смерти от охлаждения тела принадлежат русским авторам. В 1895 г. судебный врач Вишневский на основании многолетнего изучения секционного материала и экспериментальных данных описал новый признак смерти от действия низкой температуры — кровоизлияния на слизистой оболочке желудка. В честь автора, открывшего этот признак, эти кровоизлияния получили название пятен Вишневского. Они до настоящего времени являются единственным достоверным признаком смерти от охлаждения тела.

ВАЖНО (для обязательного ознакомления)! Всем конспирологам на заметку! Особенно! ругающим и проклинающим советскую власть, КГБ, МВД, Прокуратуру))). Тогда же, в конце XIX - начале XX века, проявились и первые попытки использовать судебно-медицинскую и криминалистическую экспертизу с целью вывернуть расследование в нужном власть имущим направлении (пока коснёмся вскользь, чтоб Вы точно знали, что это не придумка ГБ или прочих сопричастных ведомств))). Таких "вывертов" были десятки, но очень показательны в этом отношении два самых крупных судебных процесса, ставших достоянием мирового общественного мнения, - «Мултанское дело» о человеческом жертвоприношении (инсценированное полицией и юстицией в 1892—1894 гг. дело Удмуртов (Вотяков), осужденных в первом и втором судебных процессах за убийство крестьянина Казанской губернии Конона Дмитриевича Матюнина которого «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь» и «Киевское дело» по обвинению Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, (дело (кровавый навет), инсценированное полицией и юстицией в 1911—1913 гг.). По обоим делам в качестве «научного доказательства» существования ритуальных убийств были подтасованы и фальсифицированы судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы (по делу Вотяков судебный врач получил взятку в 250 рублей от заинтересованных лиц, по делу Бейлиса патологоанатом, получил взятку в 4000 рублей из царского секретного фонда).

Много позже было доказано, что «ни свойства ран, ни их месторасположение не дают никаких оснований к гипотезе, что убийцы старались получить возможно большее количество крови из тел». И Вотяки (в третьем заседании) и Бейлис были оправданы...

Великая Октябрьская социалистическая революция

Пока наверное хватит. Эта тема не потерпит быстрого восприятия материала. В следующей статье продолжим историю развития судебной медицины в уже новых условиях новой эпохи.

P.S. Закончить эту статью хочу одним интересным высказыванием по поводу «дела Бейлиса»: «Это Дело (Бейлиса) еще и еще раз обратило внимание всего цивилизованного мира на Россию, раскрыв позорные порядки, которые царят у нас. Ничего похожего на законность в России нет и следа...». Смотрите: опять некий пресловутый "цивилизованный мир"... И если-бы я не знал кто это сказал и что это было сказано в 1914 году, то подумал-бы, что это высказывание какого ни будь нашего диссидента в отношении советской России или современного оппозиционера... Вот такие вот параллели через сотню лет.. Вот такие вот спирали... Интересно?