Найти тему
МГУ | 270

Аудиторный корпус. Часть 2

Изменения внешнего облика Аудиторного корпуса, как и его внутреннего пространства, связаны с реконструкцией университетского квартала, выполненного на рубеже XIX‒XX веков архитектором Константином Михайловичем Быковским. Он происходил из потомственной архитектурной династии Быковских, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств. После завершения образования в 1866 году, получив звание классного художника архитектуры 2-й степени, Быковский вернулся в Москву и занялся практикой. Вначале он работал в качестве помощника у своего отца – московского архитектора М. Д. Быковского, а затем стал выполнять самостоятельные архитектурные проекты. Параллельно с проектированием К. М. Быковский занимался преподавательской работой в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Строгановском училище технического рисования и других московских творческих школах. С 1881 года он был принят на работу в качестве главного архитектора московского отделения страхового общества «Россия», а в 1883 году принял предложение Императорского Московского университета и до 1897 года исполнял обязанности главного архитектора университета. Творчество этого зодчего оказалось неразрывно связано с историей старейшего университета страны.

К. М. Быковский.
Архитектурное наследие К.М. Быковского в Москве. М., 2011. С. 193
К. М. Быковский. Архитектурное наследие К.М. Быковского в Москве. М., 2011. С. 193

Уже в середине 80-х годов XIX века в связи с ростом численности студентов, увеличением числа подразделений университета, вновь встал вопрос о его расширении. Правда, уже тогда было понятно, что места в старом университетском квартале катастрофически не хватает. Отсюда возникла идея о том, что необходимо расширить университетскую территорию за счёт новых, не застроенных пока территорий Москвы и вывести туда наиболее многочисленные факультеты. Крупнейшим факультетом Московского университета в конце XIX ‒ начале ХХ века считался медицинский факультет. Там училось больше всего студентов, и в составе факультета было множество вспомогательных подразделений: клиник, лабораторий, вивариев и пр. Словом, К. М. Быковский еще в 1885 году предложил проект постройки университетского клинического городка на Девичьем Поле (тогда Большая Царицынская, современная Большая Пироговская улица). Этот проект одобрила Московская городская Дума. В 1886 году ею был выделен земельный участок под строительство, а в 1887 году ‒ заложен первый камень. Клинический городок медицинского факультета Московского университета был полностью построен в 1897 году и стал не только вехой в истории Московского университета, но и яркой страницей в истории градостроительства Москвы, так как явился одним из первых примеров комплексной застройки новой территории города под чётко определенные цели и задачи. Этот городок находился в составе Московского университета до 1930 года, а затем, в связи с преобразованием медицинского факультета в самостоятельный медицинский институт, был выведен из состава МГУ. Ныне на базе этого городка работают целых три медицинских института. Вернёмся, однако, к теме нашего повествования.

Помимо строительства новых зданий Московского университета К. М. Быковскому довелось приложить много усилий для реновации университетских строений в старом квартале на Моховой улице. Если говорить об Аудиторном корпусе, то во многом привычному нам сегодня экстерьеру и интерьеру факультета журналистики МГУ мы обязаны именно К. М. Быковскому. Так, старая Большая аудитория, спроектированная в здании еще Е. Д. Тюриным, не отвечала потребностям времени. В связи с этим в 1884 году К. М. Быковский пристраивает к Аудиторному корпусу прямо по центру здания со стороны двора большой ризалит (ризалит в архитектуре - часть стены здания, выдающаяся вперед, за основную линию фасада во всю его высоту, – прим. ред.), где и разместилась новая вместительная аудитория, которая считалась самой большой в университете вплоть до открытия нового здания на Ленинских (Воробьевых) горах. Она довольно быстро получила название Большой Богословской. Связано это с тем, что единственным предметом, обязательным для всех студентов первых курсов, было богословие. И Большая Богословская аудитория была единственной площадкой в университете, где это можно было сделать. Аудитория была оборудована сценой, небольшими кулисами, балконом. В конце 80-х годов XIX века на балконе установили будку для «волшебного фонаря». Поэтому практически весь конец XIX – первую половину ХХ века она использовалась не только в учебных целях, но и как место для публичных лекций, концертов, митингов и пр. Память об одном из таких митингов – собрании студентов и преподавателей Московского университета в день начала войны 22 июня 1941 года – была увековечена мемориальной доской, установленной в 1975 году напротив этой аудитории. О том, кто и когда выступал в этой аудитории, расскажем как-нибудь отдельно. А сейчас отметим, что в разное время она носила разные названия: после революции называлась Большой Коммунистической, затем Большой Академической. Сегодня она носит имя А. П. Чехова. Но вернёмся к преобразованиям здания К. М. Быковским.

Когда медицинский факультет покинул Моховую улицу и освободились помещения старых университетских клиник, которые требовалось либо переоборудовать под новые задачи, либо сносить и строить что-то новое, было принято решение о масштабной реновации университетского квартала в центре Москвы. В частности, решили построить на углу Большой Никитской улицы и Никитского переулка здание нового Зоологического музея. Это и было сделано к 1902 году. Туда переехала значительная часть коллекций музея натуральной истории, которые экспонировались на балюстраде и галереях второго этажа Аудиторного корпуса. Это обстоятельство позволило К. М. Быковскому поставить вопрос о его новом ремонте. В 1901–1905 годах Аудиторный корпус был вновь перестроен.

Внутри здания Быковский кардинально реконструировал лестницу, построенную Е. Д. Тюриным в центре здания, что изменило функциональные свойства ее использования. Большая лестница теперь занимала один пролет, а на второй этаж вели ее «крылья», расходившиеся в противоположные стороны. В связи с переездом большей части музейных коллекций в новое здание, галереи второго и третьего этажей получили чисто функциональное назначение проходов в аудитории. Двухъярусная колоннада была разобрана и заменена на уровне второго этажа на аркаду с опорой арок на тонкие коринфские колонны, с устройством поверх колоннады открытой обходной галереи на уровне третьего этажа. Возникла ренессансная композиция, напоминающая оформление внутренних дворов итальянских палаццо XV века. Изменён был и вход в здание. В центре его остался единственный прямоугольный проем портала с небольшими прямоугольными окнами вестибюля по сторонам. Наконец, чтобы придать центральному объему здания больше воздушности и света, Быковский, используя на тот момент самые передовые технологии, спроектировал стеклянный купол над лестницей. Купол этот получил серьезные повреждения в 1941 году, был восстановлен и поныне украшает здание Аудиторного корпуса.

Лестница в центре Аудиторного корпуса МГУ.
Фото: Георгий Никаноров.
Лестница в центре Аудиторного корпуса МГУ. Фото: Георгий Никаноров.

Но этим перестройки не закончились. Быковский продолжил корпус вправо до Никитской улицы, построив там вторую большую аудиторию (ныне ауд. 201). Для удобства сообщения к правому углу здания со двора был пристроен еще один ризалит, в котором разместилась дополнительная лестница. В процессе строительства убрали старую Большую аудиторию и ряд других помещений, например, профессорскую комнату, находившуюся в центральной части нижнего этажа.

Аудиторный корпус после реконструкции. Открытка начала ХХ века. Источник: Музей истории МГУ.
Аудиторный корпус после реконструкции. Открытка начала ХХ века. Источник: Музей истории МГУ.

По проекту Быковского сократилось число окон на главном фасаде здания – их стало по три с каждой стороны. Уменьшилось до трех и количество окон в междуколонных простенках портика. На месте фронтона появилась горизонталь аттика, за которым просматривался купол стеклянной крыши, возведённой над парадной лестницей. Таким Аудиторный корпус сохранялся вплоть до Великой Отечественной войны.

Продолжение следует.

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера