Найти в Дзене
Психология для жизни

Как выйти из информационного пузыря?

Оглавление

Обычно люди стремятся окружать себя теми, кто смотрит на мир примерно также, как и они сами, у кого похожие взгляды на события и это вполне объяснимо ведь это комфортно и экономит ресурсы мозга, поскольку ему не приходится постоянно обрабатывать новую информацию и искать истину. Так мы можем легко попасть в информационный пузырь и это может оказаться не очень полезным. Да, можно перестать слушать неудобные и не похожие на вашу точки зрения, но такое восприятие реальности часто приводит к неверным решениям.

Вот об этом и поговорим.

Информационный пузырь

Информационный пузырь или по другому - пузырь фильтров, это ситуация, когда вокруг человека присутствует только та информация, которая соответствует его ценностям и взглядам.

Первым этот термин ввел американский активист Эли Паризер в 2011 году в своей книге «За стеной фильтров». В ней он рассказал, как интернет-гиганты намеренно подгоняют результаты поиска и френдленту под предпочтения пользователя, чтобы заставить его проводить больше времени на нужных страницах и чаще кликать на ссылки.

Несколько позже, американские ученые проанализировали сообщения, которые люди видят в лентах соцсетей. Для участия в исследовании выбрали более 10 млн человек, указавших в профиле либеральные, консервативные или центристские политические взгляды. В течение полугода ученые следили за тем, какие новости эти люди читают в соцсетях. Оказалось, что они существенно различались. Консерваторы видели новости, в основном совпадающие с их взглядами. То же самое происходило и с либералами.

Далее ученые выявили три барьера, не пропускающие к пользователю неприятные ему новости:

🔹 Первый барьер — круг общения: у либералов и консерваторов в списке друзей было не больше 20% людей с противоположными политическими взглядами. Если бы френдлента формировалась из случайных записей, то, по мнению ученых, почти половина постов, получаемых человеком, не соответствовала бы его взглядам. Но друзья делились только нравящимися им новостями, и так во френдленте появлялось всего около 30 неудобных постов на сотню.

🔹 Второй барьер — работа алгоритмов, которые настроены так, чтобы, опираясь на лайки и комментарии, выдать как можно больше подходящего контента. Из-за этого доля постов с противоположной точкой зрения падала еще на 5—8%.

🔹 Третий барьер — собственный выбор людей. Ученые обнаружили, что почти каждый склонен по собственной воле пропускать противоречащие его взглядам новости, жаловаться и даже удалять их из своих лент.

В создании информационных пузырей стоит винить не только интернет-корпорации, но и наш собственный мозг. Он настойчиво ищет подтверждения того, что нам уже известно, и всячески старается стоять на защите наших убеждений и мнений. А все из-за экономии и нежелании тратить ресурсы на обработку новой информации.

Влияние информационного пузыря на человека 

Вроде бы в информационных пузырях нет ничего страшного, мы видим только то, что нам действительно интересно и соответствует нашим взглядам. Но в итоге человек получает однобокую картину мира, а все альтернативные точки зрения и источники остаются неизвестными и недоступными.

Так информационный пузырь не позволяет нам увидеть новые идеи, мешает объективному восприятию реальности, заставляет избегать обсуждений спорных тем и враждебно относиться ко всем, кто думает иначе. Наши убеждения, часто даже ошибочные, становятся сильнее за счет того, что многократно повторяются внутри нашей группы. Такой феномен называют эффектом эхо-камеры.

Через некоторое время человек начинает и вести себя так же, как другие участники группы единомышленников, например, голосовать за одни и те же политические партии, покупать одни и те же товары и лечиться одними и теми же методами. Удивительно, но критическое мышление у человека в эти моменты просто отключается, он думает раз так действуют свои, значит так правильно.

Что же делать для преодоления информационного пузыря?

🌀 Перенастройте соцсети и поисковики

Алгоритмы можно и нужно сбивать с толку. Чем труднее им будет определить, кто вы, а именно: каковы ваши политические взгляды, увлечения, род занятий, социальное и семейное положение, тем меньше шансов, что они поместят вас в пузырь фильтров своими рекомендациями. Любую ленту соцсетей можно настроить, используйте это.

Начните с отключения персонализированной выдачи в соцсетях, так вы будете видеть посты друзей в хронологическом, а не в выбранном алгоритмами порядке. Потом не скупитесь на лайки и комментарии - отмечайте ими не только важные статьи, но и фотографии котов и посты друзей о проведенном отпуске. Можно вообще лайкать все подряд так алгоритмы соцсетей точно запутаются.

Деперсонализировать стоит и поисковики. Гугл и Яндекс ищут информацию, опираясь на ваши предыдущие запросы и открытые ссылки, а также на популярность сайта у других пользователей. Проверьте настройки своих поисковиков.

Уберите галочки со всех поисковых подсказок. В самом браузере можно установить режим «Инкогнито», он есть в «Хроме», «Яндекс-браузере», а в «Сафари» он называется «Частный доступ».

Чтобы картина выдачи поисковика была максимально объективной, попробуйте разные запросы: с разными формулировками, комбинациями слов и уточнениями. 

Имейте в виду, что даже без персонализации в топе выдачи окажутся самые популярные и не обязательно самые информативные и полезные сайты. Так что пролистайте несколько страниц с результатами, авторитетный источник может скрываться где-то за форумами и статьями с кликбейтными заголовками.

🌀 Не удаляйте неудобных друзей

Общаться с человеком, обладающим мнением, максимально отличающимся от вашего, очень непросто. А если ваш оппонент попробует привести разумные аргументы, ссылки и примеры, то у него есть все шансы получить эффект обратного действия, а именно: человек начнает упорствовать в защите своей точки зрения еще сильнее. В такой ситуации вместо споров и попыток разобраться гораздо проще удалить «неудобного» онлайн-друга или полностью прекратить общение с человеком из офлайн-окружения.

Именно из-за того, что мы намеренно стараемся не слышать и не сталкиваться с теми, кто не разделяет наши взгляды, мы и попадаем в эхо-камеру. Однако, есть одна лазейка. В друзья обычно мы добавляем людей, с которыми познакомились в очень разных обстоятельствах, это могут быть соседи, бывшие однокурсники, коллеги. Не блокируйте их, даже обнаружив расхождениях во взглядах.

🌀 Ищите свои когнитивные искажения

На самом деле люди оказывались в информационныех пузырях задолго до появления интернета.

В далеком 1954 году ученые провели эксперимент - болельщикам двух студенческих команд по американскому футболу — Принстона и Дартмута — показали одну и ту же запись довольно жесткого матча этих команд и попросили посчитать нарушения. Результат оказался парадоксальным и интересным. Фанаты Принстона нашли гораздо больше нарушений в действиях игроков Дартмута. А болельщики Дартмута — в действиях игроков Принстона. При этом обе группы не замечали нарушений своей команды.

Это результат работы когнитивных искажений — иррациональных убеждений, которые не пропускают в наш информационный пузырь неудобные новости и факты.

Одно из ни таких когнитивных искажений это выборочное, или селективное, восприятие, которое заставляет нас обращать внимание только на то, что согласуется с нашими представлениями и ожиданиями, и игнорировать все остальное.

Еще одно близкое когнитивное искажение — предвзятость подтверждения. Только в этом случае мы не только замечаем выгодную и удобную нам информацию, но и в дополнение находим объяснения и доказательства ее истинности. Если же в процесс восприятия включаются эмоции, мы имеем дело с мотивированным рассуждением, которое заставляет нас больше верить тому, что нас радует или успокаивает.

Несмотря на то, что механизм когнитивных искажений встроен в работу нашего мозга, с ним можно справиться.  

Лучший способ это научиться их замечать и не действовать под их влиянием. Читайте новости осознанно и обращайте внимание на свои эмоции и мысли. 

🌀 Проверяйте информацию

Одна из самых серьезных опасностей информационных пузырей в том, что внутри них быстро распространяются фейковые новости и заблуждения, причем подчас даже довольно опасные. Так что, даже если новость прилетела от кого-то из ваших друзей, не нужно сразу ей верить. Особенно критично стоит относиться к обезличенным новостям, ищит первоисточник. Ему стоит доверять? 

🌀 Не спорьте, а обсуждайте

Обнаружив в соцсетях человека с противоположной вашей точкой зрения, любой из нас может ввязаться в многочасовой и непродуктивный спор. Не пытайтесь переубедить оппонента, попробуйте использовать дискуссию как своего рода упражнение - выслушайте доводы и предложите свои, попробуйте понять, как строится аргументация собеседника и что привело его к такому мнению.

Считайте, что вы ведете спор по методу Сократа - в такой дискуссии победителем выходит не тот, кто оставил последний комментарий в ветке, а тот, кто в результате приобрел знания и понимание.

Также стоит попробовать аргументацию с научно доказанной эффективностью. 

В любом случае стоит сохранять спокойствие и запастись терпением.

Смотрите на мир шире, не бойтесь выслушать противоположное мнение и обдумать его, больше читайте, учитесь и думайте критически.

Если вам удобнее читать мои тексты в телеграмм, то подписывайтесь на мой канал «Психология без волшебства»

Записаться на консультацию можно НАЖАВ ЗДЕСЬ

Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам.

Сообщество Психология для жизни

〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️

Дорогие подписчики!

Я уже знаю, что вы любите читать разные истории из жизни, но, возможно, кому-то будет интересны и другие мои тексты, не связанные с вопросами психологии, скорее развлекательные и немного ностальгические романы, тогда заходите на мой новый канал ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ДРУГИЕ РОМАНЫ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ СОЗДАНА ИИ